Top.Mail.Ru
архив

Аполитичный министр

Покинул кабинет руководитель Государственного таможенного комитета (ГТК) Валерий Драганов. Ни премьер Евгений Примаков, подписавший распоряжение, ни кто-либо из членов правительства, ни президент никак не комментировали это достаточно важное кадровое решение. Отставка Драганова обсуждалась так давно, что, когда она случилась, все удовлетворенно констатировали: «Мы так и знали!»

Слухи, которые ходили вокруг увольнения Драганова, достаточно банальны. Во-первых, это обвинения главы ГТК в слишком тесных отношениях с АО «Ростэк» (организация, специализирующаяся на таможенном сопровождении, которую ГТК наделил рядом эксклюзивных полномочий), фактически превратившимся в департамент комитета. Дело старое и темное: сам Драганов, признавая, что с «Ростэком» сложилась непростая, на грани нарушения законодательства ситуация, тем не менее не был готов подвергнуть эту контору обструкции. Понятно почему: если разгромить «Ростэк», то работа ГТК может замереть на длительный срок - интеграция министерства и частной компании зашла слишком далеко. К тому же средствами для выполнение функций, которые необходимо отобрать у «Ростэка», таможня не обладает. Вторая версия: острый конфликт Драганова с компаниями-экспортерами, которым глава ГТК якобы мешал проводить экспортно-импортные операции по «особым» схемам. В-третьих, руководство ГТК будто бы вызывало раздражение у кабинета Примакова своей беспомощностью в регулировании объемов импорта в страну. Однако если учесть слабость тех рычагов, при помощи которых ГТК регулирует объемы экспортно-импортных операций, то эта версия выглядит смешно. По сути таможня была вынуждена пассивно взирать на падение объемов импортных операций: в этой игре все решали Дума, правительство, ЦБ: кто угодно, но уж Драганов - в минимальной степени. Ну а традиционные обвинения в получении взяток от западных компаний (в частности, Драганова обвиняют в якобы незаконной передаче Philip Morris большого количества акцизных марок) можно просто не рассматривать. Во-первых, по сравнению с любым членом нынешнего кабинета - кроме разве что самого Примакова - Драганов чист аки младенец, а во-вторых, все знают, что за обычное воровство из российского правительства не выгоняют.

Скорее всего, главу ГТК решили поставить на кон в сложном розыгрыше внутри властных структур. Драганов, как и недавно уволенный руководитель налоговой полиции Сергей Алмазов, никак не вписывался в политическую компанию членов кабинета. Оба отставника были аполитичны до дрожи: они вообще не имели никаких политических соображений ни по какому вопросу, говоря в лучшем случае: «За державу обидно». Естественно, что в команде, которая должна в поте лица корректировать курс российских реформ, этим двоим было не место. В СССР шутили: «Кто трезвый - тот шпион». В современной России такая логика применяется уже вполне серьезно.

Место Драганова занял (правда, пока временно) его первый заместитель Михаил Егоров - человек, пришедший в таможню из МВД (занимал должность заместителя министра, начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью). Еще раньше Егоров возглавлял Красноярское УВД, где прославился скандалами на ниве борьбы с оргпреступностью и негласной пропагандой идеологии «душить бандитов руками других бандитов». Утверждают, что Егоров пользуется поддержкой руководителя аппарата Белого дома Юрия Зубакова - одного из наиболее близких премьеру чиновников. Поэтому не исключено, что приставка и.о. к новой должности Егорова просуществует недолго и он будет утвержден на новом посту.

Еще по теме