Страну выводят на чистую воду
Бутилированую воду часто добывают из скважин так же, как и нефть. При этом вода продается почти в два раза дороже нефти. Так если уж есть нефтяные магнаты, то почему бы не быть и «водным»?
Конечно, сравнение нефти и воды этим и ограничивается, поскольку промышленность потребляет в сотни раз больше углеводородного сырья, чем население – чистой воды. Однако можно смело утверждать, что перспективы у производителей воды ничуть не хуже, чем у нефтяников: рынок растет, а неохваченных потребителей еще очень много.
Судя по количеству рекламных объявлений в телефонных справочниках, сегодня доставкой питьевой воды в столичные офисы и квартиры занимаются более двух десятков фирм. Сами участники рынка выделяют четыре крупнейшие компании: «Чистая вода», «Святой источник», «Королевская вода» и «Дом воды 2000». На их долю приходится до 70% столичного рынка, емкость которого, по некоторым данным, оценивается в $35 млн – $40 млн.
При этом питьевая и минеральная вода на сегодняшний день составляют самый быстрорастущий рынок среди FMCG (fast moving consumer goods, быстро оборачиваемые потребительские товары). По данным AC Nielsen, во втором полугодии прошлого года в сравнении с тем же периодом 2000 года рост продаж минеральной воды в Москве составил 55%. Аналогичная ситуация складывается и в сегменте доставки воды: по оценке компании «Чистая вода», ежегодное увеличение этого рынка порядка 30 – 40%. Росту продаж воды способствует мода на здоровый образ жизни и возросший интерес к занятиям спортом.
Не дал другим засохнуть
Заслуга по формированию в Москве цивилизованного бизнеса по доставке питьевой воды в офисы приписывается основателю «Чистой воды» (Clear Water) американцу Скотту Николу. В 1994 году первыми клиентами компании стали иностранцы и «продвинутые» отечественные фирмы. Уже через год на рынке появилась альтернатива: свои услуги по доставке воды, добытой из скважины в Солнечногорском районе, предложила компания «Королевская вода». В 1997 году свою версию бутилированной воды (берущейся из источника, расположенного на территории Костромской Епархии) начала производить компания «Святой источник», которая до того момента активно осваивала рынок минеральной воды в стандартной упаковке (по 0,5 л и 1,5 л).
Тяжелый для рынка 1998 год компании по продаже воды перенесли относительно безболезненно. «Конечно, мы потеряли в клиентах и в продажах, – вспоминает Сергей Трацевский, директор по маркетингу компании «Чистая вода». – Цена на воду упала с $11 до $9 за одну бутылку. Но мы не уволили ни одного сотрудника». По оценке Евгении Анно, генерального директора компании «Дом воды 2000», во время кризиса фирмы по доставке воды потеряли в среднем по 20% своих клиентских баз. «В любом случае, ни одна компания не ушла с рынка, – рассказывает Анно. – К тому моменту для многих качественная вода уже вошла в перечень услуг, без которых нельзя обойтись». «Дом воды 2000» даже воспользовался кризисной ситуацией для выхода на рынок – компания была создана в конце 1998 года. Чтобы выделиться среди конкурентов, «Дом воды 2000» не стал брать залог за оборудование и бутылки.
Демпинговые меры помогли компаниям не только удержать старых клиентов, но и набрать новых. Со временем пришлось даже расширять производственные мощности. В 2000 году «Чистая вода» открыла в Домодедове завод, которой в состоянии выпускать 1700 бутылей в час. «Дом воды 2000» нарастил производство за счет фабрики в подмосковной Ивантеевке, а «Святой источник» инвестировал в открытие завода в Омске. «После того как нам пришлось снизить цены, нашу воду стали позволять себе те, кто раньше этого не делал, – говорит Трацевский. – И появление в последние пару лет небольших компаний по доставке воды – показатель того, что эта услуга стала достаточно востребована даже среди не самых состоятельных категорий населения».
Просто добавь…
Поставщики воды борются друг с другом не столько за качество продукта, сколько за качество сервиса. «Услуги – это стратегически важно, – говорит Сергей Трацевский. – Любой хороший продукт можно раз и навсегда испортить некачественной услугой. За каждым из нескольких десятков тысяч наших клиентов закреплены его «персональные» оператор и водитель, которых он знает по имени и в лицо. Наш бизнес построен на постоянстве отношений». Поскольку требования клиентов постоянно повышаются, предложение конкурирующих компаний, будучи достаточно стандартным еще несколько лет назад, сегодня стремится к разнообразию. Кто-то предлагает аппараты для приготовления газированной воды, другой экспериментирует с составом жидкости.
Воду с содержанием фтора производят «Чистая вода» и «Королевская вода». «Святой Источник» планирует начать продажу слабоминерализованной воды. В ноябре прошлого года в Омске открылся завод по производству воды пониженной минерализации в девятнадцати- и одиннадцатилитровых бутылях. Для повышения привлекательности услуги в глазах потенциальных клиентов фирмы выпускают новые пакеты услуг и предлагают дисконтные программы, а кроме того, всегда готовы пойти на значительные скидки. Так, по информации «Ко», компании могут отступать от первоначального прайс-листа на 15 – 20%.
Клиентские базы компаний по доставке воды могли бы быть значительно больше, если бы кроме воды на месте производились также более дешевые тара и аксессуары. Однако эта сторона «водного» бизнеса все еще находится в процессе становления. Пару лет назад организацией местного производства бутылей планировал заняться голландский концерн Huhtamaki Van Leer, но уже начатый проект был свернут. То же касается и местного производства кулеров: санкт-петербургская компания «Международный водный сервис», намеревавшаяся наладить на своих мощностях отверточную сборку кулеров, в результате отказалась от затеи. Сейчас обеспечить столичный рынок кулерами отечественной сборки грозится калининградская компания «Айсберг». Тем не менее поставщики воды предпочитают закупать оборудование и тару у иностранных производителей. Качество российских образцов не выдерживает никакой конкуренции.
Однако даже с учетом этих факторов рынок «офисной» воды может успешно развиваться. «Вода – это исключительно перспективный рынок, – уверена Евгения Анно. – И будущее его не только в том, что питьевую воду будут потреблять для приготовления чая и кофе. Вода способна снабжать организм необходимыми элементами, биодобавками, витаминами». С помощью воды, убеждена Анно, можно будет снимать стресс, лечиться и проводить профилактику заболеваний. На путь оздоровления сознательной части населения «Дом воды 2000» намеревается вступить в самое ближайшее время. В этом году на рынок планируется вывести воду с телией – неэнергоемким растительным препаратом, помогающим выводить шлаки из организма. Правда, пока целебный препарат будет продаваться отдельно от воды.
Чистая альтернатива водопроводной воде
Факты: компании по доставке воды выводят на рынок новые продукты
Причины: рост потребления питьевой и минеральной воды на фоне усиливающейся конкуренции
Победители: «Чистая вода», «Святой источник», «Королевская вода»
Ставка: $50 млн
Прогноз: рост отрасли на 30% в год