Top.Mail.Ru
архив

«Сухой» остаток

«Росавиакосмос» объявил победителя конкурса по созданию регионального самолета, длившегося больше полугода. Им стало ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) с проектом семейства самолетов RRJ. Новый региональный самолет должен заменить устаревшие Ту-134 – сейчас эксплуатируется около 200 этих машин, причем большая их часть летает почти 20 лет.

В конкурсе «Росавиакосмоса» помимо ГСС участвовали ОАО «Туполев» с 72-местным самолетом Ту-414 и ОАО «Экспериментальный машиностроительный завод имени Мясищева» (ЭМЗ) с машиной М-60-70. Выбор «Росавиакосмоса» объясняется двумя причинами: более тщательной, чем у конкурентов, проработкой проекта и наличием у ГСС такого солидного партнера, как Boeing. По словам гендиректора ГСС Андрея Ильина, стоимость проектирования, начала производства, испытаний и сертификации RRJ составляет около $600 млн. Из них до $120 млн будет выделено из бюджета в этом году. 80% конструкторских работ выполнит ГСС (остальные придутся на долю АК «Ильюшин» и ОКБ имени Яковлева). Boeing также обеспечит финансовую поддержку проекта, выделит специалистов и поделится с ГСС технологиями. Цена RRJ не определена, но уже в 2004 году ГСС планирует получить от 40 до 60 заказов. «Исследования, которые мы проводили в течение последних двух лет, показали, что сформировался обширный рынок для нового конкурентоспособного регионального самолета», – заметил председатель совета директоров компании ГСС Михаил Погосян. В частности, заказ на закупку 15 RRJ уже поступил из «Аэрофлота», ведутся переговоры и с иностранными авиакомпаниями.

Как прогнозируют аналитики «Сухого», спрос на самолеты RRJ до 2022 года на международных и внутренних рынках составит порядка 630 самолетов. Это позволит начать выпуск машин на Новосибирском авиастроительном производственном объединении (входит в АВПК «Сухой», выпускает истребители «Су»).В ближайшее время ГСС объявит победителя своего конкурса – на силовую установку для RRJ. По предварительным данным, победителем может стать альянс Snecma и НПО «Сатурн». Двигатель планируется сертифицировать в 2005 году.

Впрочем, почивать на лаврах ГСС еще рано. Проигравшие в конкурсе «Росавиакосмоса» ЭМЗ и ОАО «Туполев» не собираются закрывать собственные проекты. Например, ведутся переговоры с потенциальными инвесторами, готовыми вложить в разработку Ту-414 $300 млн. Уже определен базовый завод – Казанское авиастроительное производственное объединение. К тому же RRJ отстает от своего главного конкурента –украинского самолета Ан-148 (имеющего сходные характеристики) – по срокам выхода на рынок. Ан-148 может появиться на рынке уже в 2005 году – это примерно на два года раньше RRJ. Кстати, «Аэрофлот» уже заказал 25 самолетов Ан-148. Еще одним козырем украинского проекта может стать цена самолета: $14 – 18 млн. Если проект RRJ окажется намного дороже, его перспективы нельзя будет назвать слишком радужными.

Еще по теме