Top.Mail.Ru
архив

Swarowski: имитация - золото

Австрийская компания Swarovski в начале века создала цивилизованный товарообмен там, где другие видели криминал. Основатель фирмы Даниэль Сваровски сумел открыть новые ниши, уловив веяния времени. Столетняя Swarovski еще в середине века вытеснила на обочину более солидных итальянских конкурентов.

Даниэль Сваровски родился в 1862 году в северной части Австро-Венгерской империи, в небольшой богемской деревне.

Богемия прославилась как один из центров изготовления и обработки стекла. Юный Даниэль решил пойти по пути предков.

Проработав два года в мастерской отца, 18-летний богемский самородок отправился в Париж, который был тогда культурной и научной столицей мира.

Несколько лет в Париже Даниэль изучал химию, физику, механику и другие необходимые для инженера науки. В 1883-м любознательный богемец отправился на первую Всемирную выставку электричества, проходившую в Вене. Насмотревшись на удивительные электрические машины, Сваровски задумался об электрификации своей каменно-кристальной деятельности. Через девять лет он смастерил первый в мире электростанок для огранки камней. С этого все и началось. Огранка камней стала процессом индустриальным, а значит, гораздо более дешевым.

В 1895-м Даниэль при участии своего сводного брата Франца Вайса и при поддержке финансиста Арманда Коссмана открыл собственное дело. Он перевез семью и компаньонов в Тироль, в маленькую деревню Ваттенс. Там, вдалеке от любопытных глаз, открылась первая фабрика Сваровски по промышленной огранке камней. Тогда она еще не носила имени хозяина, а сдержанно называлась D.S.& Co (то есть "Даниэль Сваровски и Компания").

Дела у новичка сразу пошли неплохо. Оказалось, что на фабричных станках можно добиваться гораздо более высокого качества огранки, чем при обработке вручную.

Так во глубине тирольских руд ветер бушевавшей повсюду промышленной революции проник и в такую консервативную область, как ювелирное дело.

В 1900 году Сваровски расширил помещения и нанял еще 200 рабочих. Тогда предприятие и получило свое нынешнее название - Swarovski.

Производство приняло более крупный размах. В 1911-м Даниэль Сваровски вместе с сыновьями начал разрабатывать новый процесс изготовления хрусталя.

В годы первой мировой войны, когда спрос на ювелирную продукцию в Европе резко упал, компания наладила выпуск инструментов и абразивных материалов для точильных и гранильных станков, за счет чего спаслась от разорения. Эту продукцию фирма производит и по сей день под маркой Tyrolit.

Поддельный интерес

Подделывать драгоценные камни люди стремились с незапамятных времен. Это ремесло всегда было средством обмана и незаконной наживы. Даже великий ювелир XVIII века Жорж Фредерик Страсс (его именем называются теперь имитации драгоценных камней - "стразы"), который умел подделывать бриллианты, остался для истории лишь авантюристом-мистификатором.

Первым цивилизованным производителем подделок стал Даниэль Сваровски. Он превратил имитацию драгоценных камней в оригинальное, законное, весьма востребованное и выгодное занятие.

Еще в 1891 году Сваровски начал на досуге обрабатывать свой первый хрустальный кристалл. Однако производство "подделок" стало прибыльным бизнесом намного позже - в 20-х годах нашего столетия. В то время в Европе и Америке стали налаживать массовое производство одежды. Потребители не только заказывали костюмы портным, но все чаще покупали готовую одежду в фирменных магазинах. Одной из модных новинок стал стеклярус.

В 1920 году Сваровски приступил к производству своего знаменитого хрусталя. На уникальных станках он теперь точил не камни, а стекло с высоким содержанием окиси свинца. Сваровски выпускал стеклярус и похожие на бриллианты кристаллы, которые с легкой руки знаменитых модельеров того времени Коко Шанель, Кристиана Диора и Шиапарелли принялись носить модницы всего мира.

Для небольшой австрийской фирмы наступили золотые времена. Оказалось, что во всем мире только Swarowski умеет делать такие прекрасные, дорогие на вид кристаллы. Так продукция, которую производили в тирольской деревушке, стала известной во всем мире.

Через линию фронта

В 1929 году ассортимент Swarowski расширился. Фирма начала выпуск стекол-отражателей для автомобилей и другой техники под маркой Swareflex. В 1935-м фирма открыла также производство оптических приборов под маркой Habicht.

Во время второй мировой войны модные дома Европы, естественно, потерпели крах. Кристаллы и стеклярус стали ненужными. Однако хитрый Даниэль Сваровски только ему известными способами умудрился обойти все немецкие препоны (Австрия была аннексирована гитлеровской Германией) и наладить сбыт своей кристальной продукции в Соединенных Штатах.

В 40 - 50-х с восстановлением мирной жизни в Европе вновь появился спрос на модную одежду. Swarovski установила контакты с новыми домами высокой моды в Европе и Америке. Фирма наряду с выпуском массовой продукции начала выполнять эксклюзивные заказы.

Именно в это время раскрылся талант внука Даниэля - Манфреда Сваровски. В середине 50-х он сумел создать технологию производства разноцветных кристаллов. И опять Swarowski попала в точку. Разноцветные стразы вошли в моду, причем у состоятельной публики. Цветные кристаллы от Swarovski стали признаком роскоши. Эксклюзивные красиво ограненные стразы большого размера стали котироваться на уровне драгоценных камней.

Технологию изготовления стразов Swarovski продолжала хранить в секрете. Солидные конкуренты - знаменитые стеклянные заводы Венеции оказались на грани разорения.

В 1956 году основатель фирмы Даниэль Сваровски умер, оставив семье процветающий бизнес.

Маленькие штучки

В 1965 году фирма начала производство высококачественного хрусталя для люстр. Он отличался высокой оптической чистотой, которая была достигнута благодаря высокому содержанию в стекле окиси свинца - 32%, а также за счет высокоточной шлифовки граней.

В 1976-м Swarowski открыла новую линию производства - Sylver Crystal. Эти маленькие декоративные изделия-сувениры для украшения интерьеров сейчас хорошо известны во всем мире, в том числе и в России. Маркетологи Swarowski постарались придать этим изделиям ореол коллекционных. А в 1987-м при содействии компании появилось международное "Общество коллекционеров изделий Swarovski".

Чтобы поддерживать цены на высоком уровне и сохранять секреты технологии, в компании уничтожают все инструменты, которые использовались для производства коллекционных изделий, и относящуюся к этому документацию. Таким образом, старые драгоценности от Swarowski стоят больше, чем сравнительно новые, что делает их привлекательным объектом для частных инвестиций. Обычно цена маленьких хрустальных штучек от Swarovski колеблется от $30 до $600.

Поскольку Swarovski остается семейным предприятием, вся финансовая информация содержится в такой же строгой тайне, как и технологическая. Известно только, что в настоящее время Swarovski самое крупное частное предприятие в австрийской области Тироль. На 75 фабриках фирмы работают 9500 человек. Фирма имеет 19 дочерних предприятий и 44 торговые компании в 31 стране мира. Штаб-квартира компании, как и 100 лет назад, находится в миниатюрном Ваттенсе. В Swarowski очень трепетно относятся к традициям.

Еще по теме