Тарифная шокотерапия
УНИФИКАЦИЯ железнодорожных тарифов, о необходимости которой так долго говорили все кому не лень, свершится в ближайший месяц. И происходить это будет не «плавно» и поэтапно, как хотелось бы Николаю Аксененко, а одномоментно, как задумал Илья Южанов.
Получив тарифы на экспортно-импортные грузовые перевозки на железнодорожном транспорте, МАП первым делом от них избавилось, как и предсказывали эксперты. На прошлой неделе глава антимонопольного ведомства Илья Южанов заявил, что до 1 апреля будет устранена разница между тарифами на перевозку внутренних и экспортных грузов. Основная мотивация установления единого внутреннего тарифа – устранение имевших место злоупотреблений, почву для которых создавала трехкратная разница в стоимости этих перевозок. Цель вроде бы благая, но средства ее достижения могут оказаться слишком жесткими. По мнению руководства МПС, простое упразднение самых прибыльных тарифов, кормящих всю отрасль, приведет к дестабилизации всего железнодорожного комплекса.
Еще совсем недавно в ходе судьбоносного для естественных монополий тарифного совещания в «штабном президентском вагоне» на пути из Томска в Омск рассматривались три варианта устранения тарифной «вилки», подготовленные комиссией Виктора Христенко. Согласно первому единый тариф должен представлять нечто среднее между нынешними внутренними и экспортными ставками (внутренний тариф, умноженный на 1,74). Второй вариант предлагал сразу опустить экспортный тариф до уровня внутреннего, компенсировав потери МПС за счет повышения экспортных пошлин. Владимир Путин поддержал третий подход, предполагавший постепенное сближение двух тарифов путем ступенчатого повышения внутренних цен и соответственного снижения экспортных. Этот вариант позволил бы своевременно перестроиться и железнодорожникам и грузоотправителям.
Однако Южанов решил поторопить события и предпочел самый жесткий и быстрый второй вариант, ликвидировав экспортные тарифы как класс. Чтобы не допустить переведения железнодорожного транспорта в планово-убыточную отрасль, МАП предлагает проиндексировать внутренние тарифы на отдельные виды грузов с учетом динамики цен на грузы и доли транспортной составляющей в стоимости товаров. Предполагается, что тарифы на перевозки сырьевых грузов не изменятся.
В качестве второй компенсационный меры МАП, вероятно, рассматривает освобождение тарифов на пассажирские перевозки в вагонах СВ и в фирменных поездах – представители МАП называют дифференциацию тарифов на пассажирские перевозки одним из путей повышения рентабельности отрасли. Однако решение по пассажирским перевозкам еще не принято. МАП определится с этим вопросом летом, когда закончится тарифный эксперимент, начавшийся в августе прошлого года. Антимонопольное ведомство, добиваясь развития межотраслевой конкуренции на рынке пассажирских транспортных услуг, предоставило МПС сроком на один год право самостоятельно устанавливать тарифы на перевозку пассажиров в вагонах СВ всех категорий поездов и купейных вагонах фирменных поездов. К концу этого срока будут проанализированы результаты эксперимента и принято решение о целесообразности подобных мер в дальнейшем. Но вне зависимости от того, решится ли МАП отпустить часть пассажирских тарифов, мера эта не поможет МПС выйти на самоокупаемость. «Элитный» сегмент рынка, о котором идет речь, составляет всего несколько процентов от всех пассажирских перевозок и не может компенсировать даже убыточность дальних перевозок, не говоря уж об остальных.
Впрочем, за свои поспешные решения МАП, скорее всего, отвечать не придется. В ближайшее время вопросы тарифной политики всех естественных монополий, в том числе МПС, будут переданы специальному органу, на пост главы которого прочат Виктора Христенко – в конце концов, разбираться с железнодорожными тарифами придется ему.