Top.Mail.Ru
архив

Телефон & телевизор

На рынках связи двух столиц формируется новый сектор – мультисервисные сети. В этих сетях абонент получает пакет услуг (телефонию, передачу данных, кабельное ТВ и проч.) по одному кабелю и «из одних рук». Московские и петербургские компании уже начали подключать первых абонентов. Наибольших успехов на этом поприще добились московская «МТУ-Информ» и питерская IP Net SPb.

В мире мультисервисные сети появились относительно недавно. Например, в Швеции в течение двух лет действует компания Bredbandsbolaget (торговая марка B2), число контрактов которой давно перевалило за 250 тыс. Для небольшой Швеции это очень неплохой показатель проникновения услуги. Сегодня первые мультисервисные сети создаются и в России: о новых проектах в этом секторе почти одновременно объявили два оператора связи. Московская компания «МТУ-Информ» внедрила новую технологию доступа в Интернет – HPNA, которая позволяет абоненту путешествовать по «всемирной паутине» и соединять удаленные друг от друга компьютеры в единую сеть, не занимая при этом телефон. Петербургская компания IP Net SPb (торговая марка «Ай Пи Сеть»), в свою очередь, заявила, что завершает проект создания городской сети высокоскоростной передачи данных для частных пользователей на базе оборудования Cisco Systems. Крупную партию сетевого оборудования Cisco уже поставила, и IP Net сейчас занимается его монтажом и наладкой.

«В одном флаконе»

Операторы связи в один голос утверждают, что потенциал у мультисервисных сетей огромен и что спрос в обеих столицах на них уже созрел. Татьяна Кострова, директор по маркетингу московской компании «Комстар», конкурирующей с «МТУ-Информ», утверждает: «Рынок уже ждет новую комплексную услугу, развивать мультисервисные сети для операторов связи просто необходимо. Когда вы начинаете предлагать телефон, передачу данных и телевизионного сигнала в одном пакете, доходность на одного абонента увеличивается в среднем в полтора раза». Помимо телефона, кабельного ТВ и передачи данных комплексный оператор может предложить абоненту еще целый ряд услуг – например, видео по запросу или дистанционное обучение. Есть еще одна услуга, за которой большое будущее – сетевые игры. Игровая индустрия стремительно растет во всем мире, ее обороты скоро будут измеряться миллиардами долларов. А для видеоигр нужны большие скорости, которые обычный телефонный модем обеспечить не в состоянии. Кроме «МТУ-Информ», в Москве мультисервисные сети строят также компании «Комкор» и «Комстар». Однако, по словам директора по маркетингу «МТУ-Информ» Дмитрия Дронова, из всех московских операторов пока только его компания может включить в пакет услуг телевидение. Впрочем, сейчас речь идет лишь о «точечном» подключении: компании обеспечивают новой услугой отдельные дома или районы, а также административные здания. Например, «Комстар» совместно с «Мостелекомом» работают над подключением жилых домов в московском районе Куркино. Ожидается, что число абонентов составит 12 – 15 тыс. В Петербурге компании IP Net предстоит конкурировать с «ВЕБ Плас». Здесь пока тоже идет «точечное» подключение, сети общегородского масштаба пока не созданы. Операторам – как коммерческим, так и традиционным – предстоят настоящие гонки на выживание: тот, кто окажется первым на рынке комплексных услуг, будет диктовать условия всем остальным. Технический директор компании – системного интергратора «АМТ Груп» Олег Табаровский говорит: «Бум мультисервисных сетей начнется чуть позже, но та компания, которая займется этим сегодня, сможет завтра рассчитывать на лидирующие позиции. Когда начнется интенсивный приток абонентов, они пойдут в ту компанию, которая уже хорошо известна».

Дело техники

Технологий, позволяющих передавать по одному кабелю различные сигналы, существует немало. Каждая страна имеет свои стандарты. Например, в США большим успехом пользуется передача данных по проводам кабельного ТВ или через спутниковую «тарелку». В России перспективы передачи данных по телевизионному кабелю выглядят более чем туманными: единственной разветвленной инфраструктурой в нашей стране является телефонная сеть. Поэтому фактическим стандартом широкополосного доступа в России стала технология передачи данных по телефонному кабелю (технология DSL. – См. справку). Самый масштабный DSL-проект разворачивает МГТС: уже сейчас идет оснащение московских АТС необходимым оборудованием. В партнерстве с МГТС выступает компания «ПТТ-Телепорт», которая уже более года продает услугу широкополосного доступа под торговой маркой «Точка Py». Сегодня у «ПТТ-Телепорта» заключено свыше 1300 контрактов на эту услугу. Для абонентов DSL привлекательна в силу ее относительной дешевизны. Однако скоростей DSL недостаточно для передачи высококачественного телевизионного цифрового сигнала (уровня DVD-дисков), вследствие чего становятся недоступными такие услуги, как, например, видео по запросу. Поэтому новые операторы, только входящие на рынок, предпочитают искать другие пути.

Будущее – в частных клиентах

Молодая петербургская компания IP Net (ее учредитель – американская компания IP Land Ltd.) смонтировала свою мультисервисную сеть на принципиально иной технологии и добилась на порядок больших скоростей передачи данных. Сеть, использующая технологию Ethernet, собрана на оборудовании Cisco Systems, а системным интегратором питерцев выступила московская компания «AMT Груп». По словам генерального директора IP Net Владислава Коромысличенко, спрос на услуги мультисервисной сети в Петербурге устойчив, и обороты его компании стабильно растут: «Мы продолжаем строительство сети и уже подключаем абонентов. За месяц прирост абонентской базы составил 100%. У нас уже появились последователи. Несколько мелких компаний начали строить свои сети на такой же, как у нас, технологии и подключать жилые кварталы». Пока главными клиентами IP Net являются корпоративные абоненты. «Этот сектор богаче и гораздо охотнее пользуется новыми услугами. Но будущее мультисервисных сетей связано с частными клиентами. Корпоративный слой невелик и к тому же гораздо чаще оказывается подверженным веяниям моды. Сектор частных клиентов, конечно, менее доходен, но зато он гораздо шире и стабильнее корпоративного. В будущем мы планируем делать упор именно на частных клиентов», – говорит Коромысличенко.

Вопрос инвестиций

Однако строительство сети – это лишь полдела. Ее еще нужно наполнить услугами, а решение этой задачи может стать узким местом для оператора, специализация которого – тянуть кабель, устанавливать и поддерживать связь. Говорит Татьяна Кострова: «Я, как маркетолог, предпочла бы, чтобы все услуги предоставляла одна, моя, компания, но технически осуществить это очень сложно. Приходится искать подрядчиков». IP Net доверила создание содержательной части специалистам из других областей. При этом компания пошла комбинированным путем. В некоторых случаях IP Net обращается к подрядчикам (в частности, уже идут переговоры с компанией «Комкор-ТВ» о поставке телевизионного «контента»). В других случаях приобретаются или создаются «с нуля» специализированные компании, которые будут отвечать за наполнение сети материалом. Вторая проблема, встречающаяся операторам мультисервисных сетей – биллинг, то есть выставление счетов абонентам. На практике выясняется, что выставить клиенту единый счет не всегда возможно: предоставление услуг абонентам обеспечивается множеством компаний из различных областей. «В целом эти проблемы разрешимы, но требуют времени и серьезных финансовых затрат», – говорит Татьяна Кострова.

Полмиллиона с микрорайона

В технологии DSL традиционная телефонная связь и передача данных идут по одному проводу – телефонному кабелю. Чтобы сигналы не «забивали» друг друга, они передаются на различной частоте. В результате у абонента появляется возможность осуществлять доступ в Интернет на приличной скорости – до 8 Мбит/сек. Это медленнее, чем по хорошей выделенной линии, но значительно быстрее, чем по обычному телефонному модему. Во время сеанса работы в Интернете сохраняется возможность пользоваться обычной телефонной связью. Встроить новую технологию в старые телефонные сети непросто. Поэтому в Москве DSL проникает туда, где прокладываются новые телефонные линии – в районы новостроек, коттеджные поселки. По расчетам компаний-операторов, ежемесячная абонентская плата за пользование DSL должна колебаться в пределах $20 – 50. В результате ежемесячный оборот оператора комплексной услуги только в одном районе города может составить до $500 тыс. Таким образом, емкость общегородского рынка мультисервисных сетей в Москве может составить несколько миллионов долларов в месяц.

Еще по теме