Top.Mail.Ru
архив

Перелицовка

ЕДВА ЛИ подмосковные дачники, облюбовавшие лесной уголок между подмосковными Жуковским и Раменским, были довольны 5-м международным авиационно-космическим салоном «МАКС-2001». Беспрерывный гул моторов и толпы зрителей, ограничения на дорогах из-за многочисленных VIP-персон, спешивших на шоу, порядком подпортили им настроение. Благо что «МАКС-2001» продолжался только шесть дней. Под другим углом зрения видят выставку ее устроители и участники. «МАКС-2001» – самая крупная авиационно-космическая выставка из всех, когда-либо состоявшихся в России. На этот раз в Жуковском выставлялись 537 фирм из 34 стран мира. В том числе более 400 российских компаний. Участники авиасалона продемонстрировали более 150 летательных аппаратов. Многие из них были показаны впервые. 2 млн посетителей «МАКС-2001» – тоже своего рода рекорд, который превосходит аналогичные показатели известных мировых авиасалонов. Крупнейшим участником «МАКС-2001» стало внешнеторговое объединение «Рособоронэкспорт». По словам пресс-секретаря «Рособоронэкспорта» Александра Смелякова, объединение вполне довольно достигнутыми на салоне результатами. Уже за первые три дня работы «Рособоронэкспорт» заключил четыре соглашения. Во-первых, были подписаны контракты с Московским вертолетным заводом имени Миля и с государственной инвестиционной корпорацией «Росинкор». Предметом договора с заводом им. Миля является продвижение на экспорт военных вертолетов марки «Ми», других вертолетов и комплектующих изделий к ним, а также услуг (доработка, ремонтно-восстановительные работы, модернизация вертолетов). В договоре с «Росинкором» акцент делается на привлечение иностранных инвестиций и стимулирование отечественных инвестиций в оборонные предприятия России. «Рособоронэкспорт» подписал также два генеральных соглашения – с «Р.Е.Т. Кронштадт» и с аэрокосмической корпорацией «Воздушный старт». Согласно соглашению с «Кронштадтом», стороны намерены изучить потенциальные рынки сбыта, начать поиск иностранных заказчиков, проводить маркетинг продукции «Кронштадта». Компания «Р.Е.Т. Кронштадт» создает уникальные морские и авиационные информационные системы и оборудование. Среди выпускаемой «Кронштадтом» продукции особое место занимают тренажеры, совершившие настоящий прорыв в своей сфере, а также интегрированные навигационные системы. По признанию зарубежных экспертов, разработки «Кронштадта» обладают высоким экспортным потенциалом. Что касается контракта с корпорацией «Воздушный старт», то, по словам президента корпорации Анатолия Карпова, в нем определены направления сотрудничества во внешнеторговой деятельности и согласованы организационные вопросы по перевозке крупногабаритных грузов в России и за рубежом. Компания «Рособоронэкспорт» в этом году экспортирует вооружений на $3,2 млрд. Но этот крупнейший российский военный экспортер пока в разы отстает от конкурентов. Россия ищет свою нишу на мировом рынке вооружений. Ее внимание привлекают не только страны Юго-Восточной Азии – основной покупатель российской военной техники, – но и Европа. Бывшие партнеры СССР по Варшавскому Договору имеют на вооружении МиГи, а модернизация действующего снаряжения всегда дешевле, чем закупка нового. Фактически Россия превращается в «мировую ремонтную лабораторию». Центральным звеном единой системы обслуживания МиГов в странах Восточной Европы стало СП МАРS (MIG Aircraft Production Support GmbH). 34% капитала МАРS принадлежат российской корпорации МиГ, 16% – «Рособоронэкспорту», 50% – компании DaimlerChrysler. Совместная деятельность началась несколько лет назад с ремонта 23 самолетов МиГ-29, которыми были оснащены военно-воздушные силы бывшей Народной армии ГДР. В этом же направлении идут и другие производители российского авиационного оборудования. Фирма «Камов» подписала с французской компанией Snegma договор об оснащении своих вертолетов Ка-226 двигателем Arrius. Впрочем, модернизация старой техники – не единственная ниша России на мировом аэрокосмическом рынке. В Жуковском правительство Татарстана и египетская компания Egypt Aerospace подписали меморандум, касающийся сертификации, производства и поставок на международный рынок самолетов Ту-214 с моторами Rolls-Royce. В дни работы авиасалона не было подписано новых соглашений с европейским аэрокосмическим концерном EADS, но этот концерн имел на «МАКС-2001» одну из самых представительных экспозиций. EADS активно сотрудничает с предприятиями российской авиастроительной промышленности. В соответствии с соглашением, подписанным в Москве еще 2 июля 2001 года, Россия примет участие в гражданских программах компании Airbus, входящей в EADS. Участие это будет касаться разных аспектов – от исследований и поставки материалов до производства.

Еще по теме