Top.Mail.Ru
архив

Территория в залоге

Эксперимент по модернизации седьмой год продолжается в Калуге. Пока региональные власти рапортуют о росте показателей, население, уставшее ждать, когда здесь будет город-сад, голосует ногами либо вспоминает приемы "классовой борьбы".

Калужская область
Конкуренция за инвестора - непростая задача, которая в современном глобализующемся мире с большим трудом решается на уровне государств, не то что на отдельной территории. По словам Игоря Минтусова, председателя совета директоров группы компаний "Никколо М", для успеха необходимо сформировать бренд региона для потенциальных инвесторов. Это деятельность, поясняет политтехнолог, нацеленная на "очень узкую группу людей - сотни или, скорее, даже десятки человек, собственников или топ-менеджеров, желающих построить предприятия".

Тем не менее калужане отважно вступили на путь глобальной конкуренции. Калужская область, где нет никаких сырьевых запасов, сегодня имеет самый высокий индекс промышленного производства по стране: в 2011 г. по сравнению с 2010 г. показатель зафиксирован на уровне 127%, а в 2010 г. - на выходе из кризиса - рост составил и вовсе 145% к 2009 г. (данные Росстата).

"Десятилетие назад это был унылый регион, находящийся, как и вся страна, на пике масштабной деиндустриализации. Существующие технологии не использовались, новые не разрабатывались, - вспоминает глава Минэкономразвития Калужской области Руслан Заливацкий. - Почти половина населения области - 496 000 человек - жила за чертой бедности. Собственные доходы областного бюджета тогда не превышали 800 млн руб. Сегодня мы только на здравоохранение тратим в десять раз больше!" Можно констатировать: Калуга как инвестиционный бренд состоялась.


Поймали волну

Калужские "летописцы" уверяют, что история местного "экономического чуда" началась еще в конце прошлого века. "Область давно шла к инвестиционному буму, еще в 1990-х годах началось бизнес-планирование и обучение сотрудников администрации", - рассказывает калужанин Игорь Скачков, партнер российской консалтинговой Strategy Partners Group (Москва).

Творцом модернизации по-калужски считают Анатолия Артамонова, который в регионе - и это действительно чудо - не засланный казачок. Губернатор родился в 1952 г. в селе Красное Хвастовичского района. В 1996 г. стал вице-губернатором, спустя четыре года - избранным губернатором, еще через четыре года его снова переизбрали, а в 2005 г. он остался на посту, но уже по новому порядку "престолонаследия": Владимир Путин предложил, а местное Заксобрание утвердило его кандидатуру. Таким образом, политический тяжеловес у власти 16 лет.

Вопреки расхожему мнению, первым западным инвестором область обзавелась еще в бытность Артамонова вице-губернатором: в 1998 г. была основана Калужская пивоваренная компания, "дочка" SABMiller в России, позднее переименованная в "САБМиллер Рус". Лишь спустя восемь лет администрации удалось подписать соглашение с "Фольксвагеном", а годом позже с "Самсунгом", запустившим завод по производству ЖК-телевизоров в 2008 г. Но эксперты ведут отсчет "чуда" с появления здесь автоконцернов: вслед за "Фольксвагеном" в область пришли "Вольво Восток" и консорциум "ПСМА Рус" (совместное производство "Пежо", "Ситроена" и "Мицубиси").

"Вначале область привлекла несколько крупных западных инвесторов в сфере машиностроения, вокруг которых сосредоточено большое количество сопутствующих отраслей. Следом пришли автокомпонентщики. Таким образом, местные лидеры неплохо выбрали отраслевой комплекс, - комментирует Эдуард Черкин, директор по стратегии и коммерческому анализу PricewaterhouseCoopers. - В истории успешности этого региона сложились такие факторы, как федеральная поддержка, личные характеристики лидеров, привлекательное положение по отношению к Москве. И очень точно выбрано время для развития территории: в тот период в Центральном округе не было прорывных регионов, и калужане оказались первыми, кто начал говорить с инвесторами на понятном языке. Поэтому им удалось собрать волну инвесторов двухтысячных годов, которые шли в Россию вслед за высокими ценами на нефть".


Почему у Калуги получилось?

Руслан Заливацкий уверен, что при взаимодействии с инвесторами главный принцип - размещение производств в индустриальных парках. Но технопарки создавались не только в Калуге, а успех сопутствовал не всем регионам. Владимир Горчаков, ведущий эксперт агентства "Эксперт РА", и его коллеги из "Эксперт РА", которые "изучали регион, пытаясь понять, почему получилось", уверены: западников привлекли серьезные инвестиции со стороны администрации.

"Идея индустриальных парков возникла на волне роста середины двухтысячных годов. Они субсидировались из бюджетных средств. Но в 2007 г. были привлечены также средства под госгарантии, партнерами по кредитам выступили ВЭБ и ЕБРР, - рассказывает Владимир Горчаков. - Регион сильно выделился. В большинстве случаев, когда регион презентует индустриальный парк, это старые предприятия, которым 30-40 лет, их дешевле снести, чтобы построить новые. В Калуге же реально вложили деньги, построили новые промплощадки и уже туда привлекли "Фольксваген".

Западники действительно приходят в Калугу на все готовенькое. "На понятных условиях инвестор получает подготовленный земельный участок со всей необходимой инфраструктурой. При этом нет никаких скрытых и дополнительных расходов. Ведущие мировые производители признают, что такой инструмент позволяет им реализовывать в Калужской области проекты намного быстрее и выгоднее", - отмечает Руслан Заливацкий.


На столичном пограничье

В непосредственной близости от Калуги сияют огнями корпуса технопарка "Грабцево". К нему ведут идеальная подъездная дорога, новая железнодорожная ветка, все коммуникации с иголочки. На фоне местного пейзажа с разбитыми дорогами и обшарпанными домишками "Грабцево" напоминает инопланетный корабль, приземлившийся в болоте. Аналогичные ощущения возникают и при виде индустриального парка "Ворсино", расположенного на границе с Московской областью.

Идею технопарков подхватил и частный бизнес. Леонид Меерович, председатель правления ГК "Эликор", рассказал "Ко", что компания открыла собственный бизнес-парк, куда уже удалось привлечь инвесторов. По мнению местных экспертов, проект может окупиться всего за 4-5 лет. Ранее ГК "Эликор" специализировалась только на производстве товаров для дома, но теперь "интересы интегрированы также в автопром".

Насколько привлекательна область сегодня? По мнению Эдуарда Черкина, Калуга входит в перечень приоритетных регионов, рассматриваемых иностранными производителями для размещения производств, наряду с Татарстаном, Ульяновском и Ленинградской областью. В "Инвестиционном рейтинге регионов", ежегодно публикуемом "Эксперт РА", в 2011 г. область заняла 8-е место из 83-х. Годом (и рейтингом) ранее у нее была 12-я позиция.

"Калуга уверенно входит в десятку и, по предварительной статистике за 2011 г., скорее всего, продолжит рост, - отмечает Владимир Горчаков. - Мы учитываем в шкале как риски, так и потенциал. Потенциал - это объем рынка региона: сюда относятся производственный потенциал, трудовой потенциал, природные ресурсы и ряд других параметров".

В категории "управленческий ранг" область вплотную подошла к первой десятке (11-я позиция). По экономическому риску у Калужской области 15-е место - так оценивает "Эксперт РА" показатели развития ее экономики. Финансовый риск - уже 21-е место, он, как поясняет Владимир Горчаков, "считается с учетом консолидированного долга - регионального и муниципальных". По экологии область сместилась на 25-е место и будет падать ниже: с приходом любого крупного предприятия эти "риски растут", подтверждает эксперт. И конечно, очень портит картину 55-я строчка в рейтинге "криминальный риск". "Общий криминал, куда входит вся преступность, включая экономическую, достаточно высок - шестой десяток из 83 регионов", - комментирует Владимир Горчаков. Все это вместе складывается в совершенно не впечатляющий рейтинг региона 3В1.


Опекуны для иностранцев

По мнению Руслана Заливацкого, важным преимуществом Калуги является "сформированная в регионе система институтов развития, на деле доказавшая свою эффективность". Таких структур аж четыре: Корпорация развития Калужской области (КРКО), Агентство регионального развития Калужской области, Агентство инновационного развития и компания "Индустриальная логистика". "С их помощью каждый инвестор, независимо от объемов инвестиций, страны происхождения и отраслевой принадлежности, получает полное сопровождение от региональных институтов развития", - рассказывает Руслан Заливацкий.

Не менее существенной глава областного Минэкономразвития считает систему финансовой поддержки: "Инвестор вкладывает деньги в наш регион, следовательно, мы понимаем его желание поскорее их вернуть". Речь идет в первую очередь о значительных налоговых льготах. И наконец, министр декларирует "равное отношение ко всем". "Инвестор полностью самостоятелен в выборе партнеров. Как бы нам ни хотелось, чтобы они работали с местными компаниями, мы принципиально никого не рекомендуем", - подчеркивает Руслан Заливацкий.

Практика показывает, что со своей основной функцией - освободить инвестора от беготни по чиновничьим кабинетам, реализовав принцип "одного окна", - КРКО, основной из четырех агентов калужского правительства, справляется. Но пиетет к иностранцам иногда выглядит чрезмерным: известен случай, когда инвестору понравилась площадка, и за сутки земли перевели из категории сельскохозяйственных в промышленные, но договор подписан не был. Понятно, что для таких "блицкригов" нужны полномочия пинком открывать двери в любые кабинеты, а в подобной бесконтрольности кроются не только преимущества, но и опасности.


Чужой среди чужих

"От нашествия западных халявщиков под псевдонимом "автокластер" толку никакого нет. Одни убытки. Калужский автокластер - просто средство освоения бюджета", - язвительно замечает экс-депутат местного Заксобрания от партии "Яблоко", а ныне оппозиционный блогер Сергей Фадеев. Это реакция на данные, озвученные первым вице-губернатором Калужской области Максимом Акимовым: из 30 млрд руб. калужских налогов доля автопрома составляет "более 1 млрд". То есть 3%, максимум 4% от общей суммы региональных доходов. При этом, по оценкам "РИА-Аналитика", на долю Калужской области приходится более 10% произведенных в России легковых автомобилей, а также грузовики и автокомпоненты.

Власти возражают: не будь инвесторов, не было бы и таких поступлений. К тому же рост налогов налицо, и в 2012 г. он, по всем прогнозам, продолжится, вступается за администрацию Леонид Меерович. По его мнению, "проблема власти в том, что она не сумела объяснить народу простыми словами" выгоды новой экономической политики. К тому же, как уверен Леонид Меерович, "пока каждый человек конкретно не выиграет, никого не интересуют абстрактные успехи региона: важно только то, что это дало ему в плане роста зарплаты и качества жизни".

Увы, но точку зрения Сергея Фадеева на модернизацию разделяют многие горожане. Калуга как была до прихода иностранцев, так и остается невзрачным провинциальным городком на Оке, которая течет, как ей заблагорассудится: у реки до сих пор нет набережной. В городе отсутствуют парки, негде гулять с детьми. Застройка - в основном ветхие двух-трехэтажные жилые дома в стиле "баракко", среди них вклинились башни-новостройки, о жизни в которых среднестатическому калужанину бессмысленно даже мечтать. Все относительно комфортное жилье заняли иностранные сотрудники концернов либо москвичи, работающие на местное правительство.

Безрадостную картину местного быта дополняют разбитые дороги и не справляющаяся с современной нагрузкой жилищно-коммунальная инфраструктура. Причем, по словам Сергея Фадеева, в столь плачевном состоянии, как в 2012 г., он, коренной калужанин, "дорог не помнит, хотя их в очередной раз обещали отремонтировать до 1 мая". Удивительно ли, что местные жители чувствуют себя чужими на этом инвестиционном "празднике жизни", который им не по карману?


Доходы против зарплат

Один из главных козырей калужской администрации - высокая зарплата на предприятиях "новой экономики". "Стабильно растут заработная плата и среднедушевые доходы. Сегодня мы занимаем 3-е место в ЦФО (после Москвы и Московской области) по уровню заработной платы - 19 729 руб.", - рапортует Руслан Заливацкий. Зато, по данным Росстата, регион в 2011 г. занимал лишь 32-е место по уровню жизни населения. Денежные доходы калужан государственная статслужба оценивает в 15 350 руб. в 2010 г. и 17 380 руб. в 2011 г. По тем же показателям с Калужской вполне сопоставима Тульская область (15 350 и 16 870 руб. соответственно), где ни о каких "экономических чудесах" никто слыхом не слыхивал.

"По некоторым данным, стоимость земель и недвижимости в Калужской области поднялась на четвертую строчку в общем рейтинге по России. Цены в магазинах приближаются к московским. Причина - не просчитанная вовремя цена инвестиционной привлекательности региона", - комментирует ситуацию Виталий Черников, экс-мэр Калуги (1990 - 1994 гг.), а ныне заведующий лабораторией методов оценки эффективности деятельности органов МСУ КФ РАНХиГС. Калужский социолог Анатолий Галич утверждает, что зарплата на предприятиях "новой экономики" чистыми составляет всего 12 000 - 15 000 руб. в месяц. На "Фольксвагене" говорят о том, что она доходит до 25 000 руб. Есть точка зрения, что столь значительное расхождение - результат наличия большого количества сотрудников-экспатов со сверхвысокими, по местным меркам, доходами.


Накладное производство

По информации пресс-секретаря "Фольксваген Рус" Ольги Ветошкиной, при выборе региона "решающими факторами стали открытость и позитивный настрой правительства Калужской области".

Одна из версий прихода "Фольксвагена" в Калугу, рассказанная "Ко" бывшим сотрудником КРКО, гласит: концерн изучил 40 российских регионов, выбрал три, но два не согласились с его условиями по налоговым льготам. Игорь Минтусов не исключает, что "Фольксваген" продиктовал области условия.

По существу, обязательства "Фольксвагена" перед регионом сводятся к тому, чтобы инвестировать в завод 570 млн евро. Впрочем, еще в 2009 г. Владимир Путин заявил, что достигнута договоренность о строительстве второй очереди предприятия. Но Ольга Ветошкина затруднилась ответить на вопрос, когда начнется реализация проекта.

Все, что касается подробностей инвестсоглашений, строго засекречено, поэтому просчитать реальную стоимость каждого инвестора для региона никто не берется. Но со слов самих чиновников известно, что для всех инвесторов власть совершенно бесплатно занимается выравниванием площадок под строительство, вывозом грунта, а также корчует лес и создает инфраструктуру - автомобильные и железные дороги, ливневые стоки, подводит к границам предприятия электрические и газовые сети, канализацию. Бесплатно для иностранцев также юридическое и финансовое сопровождение. Все это явно влетает в копеечку.

Интересует местных жителей также и вопрос: по каким ценам иностранные концерны получают землю. Оценки расходятся кардинально: от 35 евро за квадратный метр до исчезающе малой суммы в 0,5 цента за "квадрат" (такие данные фигурируют в якобы подлинном инвестсоглашении области с "Фольксвагеном", циркулирующем в Интернете, вызывая нездоровый ажиотаж). Сейчас земля рядом с "Грабцево", где базируется "Фольксваген", продается по 1370 руб. за один кв. метр. Кроме того, калужские власти взяли на себя обязательства за свой счет обучать сотрудников для стратегических инвесторов. И каждый раз, когда чиновники заявляют, что для чужих и своих предпринимателей условия в регионе одинаковые, этот факт немедленно всплывает в обсуждениях.


По уши в долгах

Сегодня долг Калужской области перед федеральным бюджетом, по информации Минфина, превышает 16 млрд руб. Эксперты вспоминают, что в начале построения "новой экономики" эта цифра зашкаливала за 20 млрд руб., причем при куда меньших, чем сейчас, налоговых поступлениях. По одной из версий, КРКО и три ее "сестры" были созданы для того, чтобы избежать проблем с Минфином и Бюджетным кодексом. К тому же цепочка инвестор-корпорация-администрация позволяет нивелировать трудности, связанные с законом 94-ФЗ, а когда таких корпораций четыре...

У области и ее агентов много кредитов в разных банках, включая Внешэкономбанк, ЕБРР, Сбербанк, банк "Элита", уверяют местные эксперты. Одному только ВЭБу КРКО должна сейчас 27,5 млрд руб., срок погашения кредита - 11 лет. Из них, по информации пресс-службы ВЭБа, 7,4 млрд руб. - кредит на развитие индустриальных парков (стоимость проекта - 9,3 млрд руб.) и еще 20,1 млрд руб. взято на проект "Строительство цементного завода" (стоимость - 25,4 млрд руб.).

Долгое время все займы корпорация брала под бюджетные гарантии Калужской области. Но затем часть обеспечения по второму кредиту была переложена в калужские земли (стоимостью в 3 млрд руб.). Как считает Сергей Фадеев, потому, что регион выдал допустимый максимум госгарантий, а деньги снова нужны под новые и новые проекты.


Канализация для ВЭБа

В марте 2012 г. Внешэкономбанк объявил, что Калуга обратилась за новым кредитом в 3,5 млрд руб. - опять же на обустройство индустриальных парков. В ВЭБе говорят, что решение о выдаче денег будет приниматься после экспертизы. Интересно, что почти одновременно с появлением информации о новом займе депутаты местного Заксобрания проголосовали за предоставление муниципальных бюджетных гарантий на 2,1 млрд руб. "ВЭБ стал фактическим хозяином Калуги", - констатирует Сергей Фадеев. По факту Банк развития на 25% владеет самой КРКО "с целью контроля за реализацией проекта", что вовсе не лишнее: в отличие от ЕБРР или МБРР, он выдает кредиты "живыми" деньгами, а не "связанные" - материалами и оборудованием, через систему конкурсов. Впрочем, кто проконтролирует контролеров? Недавняя история с арестом куратора инвестиционного направления зампреда ВЭБа Анатолия Балло (через которого было реализовано 74 проекта госкорпорации по всем федеральным округам на сумму 657,2 млрд руб.) весьма показательна.

Банк дивидендов от КРКО не получает, пояснили "Ко". По данным пресс-службы ВЭБа, корпорация приносит прибыль и вкладывает ее в проекты, но она - "не коммерческая организация, а уполномоченная компания правительства области по развитию инфраструктуры индустриальных парков". Странная логика: ведь структура создана в форме ОАО и должна приносить акционерам прибыль.

Что именно принадлежит корпорации и что конкретно из областного имущества заложено, никто из опрошенных "Ко" экспертов не знает. "На сайте invest.kaluga.ru много информации, но нет главного: перечня переданного в КРКО имущества. То есть имеется информация, какие доли в каких предприятиях имеет КРКО, но чем владеют эти предприятия - самая страшная тайна администрации", - отмечает Сергей Фадеев.

Недавно выяснилось, что Внешэкономбанк стал хозяином четверти калужской канализации. Эта удивительная история, по словам экс-депутата, началась в 2005 г., когда Анатолий Артамонов отдал местный водоканал в аренду группе компаний "Росводоканал", принадлежащей "Альфа-групп". Тогда губернатор объяснил свое решение тем, что бизнесмены инвестируют в предприятие средства. Инвестиций не последовало, договор аренды бизнесмены расторгать отказались. Как говорит Сергей Фадеев, Анатолий Артамонов даже жаловался на "Альфу" кремлевскому патрону, но Владимир Путин посоветовал "договор лучше читать". В апреле область была вынуждена выкупить собственное имущество, но почему-то владельцем стала КРКО.


Развращение инвесторов?

"Собственные инвестиции Калужского региона попросту "закопаны в землю", так как за счет подоходного налога от мизерной зарплаты (а остальное в основном льготы и преференции иностранным инвесторам) региональные вложения не отобьются и через 50-100 лет, - рубит с плеча Анатолий Галич. - Помимо налоговых, таможенных льгот, административных преференций, западным инвесторам полностью подготовили в чистом поле площадки со всеми коммуникациями для монтажа цехов-ангаров, похожих на временные сооружения, срок эксплуатации которых составляет 10-15 лет".

Виталий Черников убежден, что автопроизводители, обосновавшиеся в области, получают сверхприбыли. "Собранные в России машины продаются практически по той же цене, что и привозимые из-за границы. И это притом что рабочая сила у нас однозначно дешевле, чем, например, в Германии, да и от груза таможенных платежей производимая продукция освобождена", - рассуждает эксперт. У жителей крепнет подозрение, что для концерна "Фольксваген" калужский проект уже окупился. На прямой вопрос "Ко" о том, каковы сроки самоокупаемости проекта, в "Фольксвагене" не ответили.

Федеральный бюджет от калужской реиндустриализации тоже пока не озолотился. По информации Руслана Заливацкого, всего в бюджетную систему РФ от инвесторов, расположенных в трех калужских технопарках, на сегодня поступило около 3,3 млрд руб. налоговых платежей. Эдуард Черкин говорит о том, что область стартовала "с низкой базы, поэтому с финансовой точки зрения нынешние показатели - не так уж и хорошо".

По информации Минэкономразвития Калужской области, общий объем инвестиций в региональную экономику с 2005-го по 2011 г. составил 337,2 млрд руб., в пересчете на текущий курс - $11,6 млрд

2005

13,6

2006

18,3

2007

35

2008

66,3

2009

60,3

2010

74,5

2011

69,2

Источник: Минэкономразвития Калужской области

Капитальных вложений в экономику осуществлено на сумму 168,6 млрд руб. В рамках "новой экономики" создано порядка 15 000 рабочих мест (из них 5000 в 2011 г.). Еще порядка 22 000 - "косвенные рабочие места".


Инвестиции в небо

Результаты деятельности калужской администрации на сегодня сводятся к тому, чтобы предоставить инвесторам режим наибольшего благоприятствования, вложить в западные проекты огромные, по меркам нищего региона, средства и дать иностранным инвесторам гигантские налоговые льготы. Есть ли другие, менее затратные пути к успеху?

Эдуард Черкин уверен, что закрепить у себя пул инвесторов можно только достаточно гибкими налоговыми и административными методами. Игорь Минтусов ставит налоговые преференции на второе место, после географического положения, далее следуют такие факторы, как коррупциогенность местной администрации и политическая стабильность. А Игорь Скачков, напротив, убежден, что "налоговые льготы для инвесторов не очень существенны, главное - четкие правила игры".

Возникает вопрос: а стоит ли продолжать набирать и набирать инвесторов на нынешних кабальных условиях? Ведь в существующем виде институты развития, по сути, превратились в своего рода финансовые пирамиды.

Да и проекты вызывают все большее удивление. В частности, команда губернатора пытается реанимировать местный аэропорт, не функционирующий с начала 1990-х. Очевидного смысла в этом нет: от Москвы до Калуги два-три часа езды на машине или электричке. Но собственные международные воздушные ворота - не просто "хотелки", а обещание, данное инвесторам.

"Начиная с июля 2012 г. планируется запуск международных и внутренних рейсов для нужд резидентов индустриальных парков Калужской области", - подтверждает сайт ОАО "Международный аэропорт "Калуга". По словам Сергея Фадеева, на разработку концепций и прочие нужды местными корпорациями развития аэропорту с 2010 г. выделено более 10 млн руб., но результатов не видно. А Виталий Черников убежден, что взлетно-посадочная полоса нуждается в серьезной и дорогостоящей реконструкции, к которой никто не приступал.


Заповедник, полный хлора

Не очень понятно и то, зачем администрации тратить гигантские заемные средства на строительство цементного завода? Существует некое глобальное противоречие: область пытается параллельно развивать туризм и экотуризм, сельское хозяйство (по оценкам Игоря Минтусова, Калуга - один из немногих регионов, который озаботился созданием экобренда) и строить два цементных завода, два фармацевтических и один металлургический. "У кого может возникнуть вопрос о том, вредно ли производство цемента (рядом с Калугой возводится крупнейший в Европе завод), или химическое производство (строится на территории национального парка "Угра", заповедника, также крупнейшего в Европе), или попытка "пропихнуть" производство стеклотары (Обнинск), производство автомобильных шин и т.д.?!" - горячится Анатолий Галич.

Кроме вышеназванных проектов, есть еще вопросы относительно того, насколько оправдано размещение фармацевтических предприятий рядом с населенными пунктами и как удалось их там "прописать": на этот счет существуют законодательные ограничения. Есть даже подозрения, что при регистрации в Роспотребнадзоре их представили предприятиями по расфасовке лекарств, в то время, как в перспективе планируется организовать полномасштабное производство. Впрочем, местный эксперт по экологическим рискам, директор Института естествознания Игорь Лыков, такую возможность отвергает.


Специалисты напрокат

Еще одним резонным аргументом за то, чтобы прекратить массовое нашествие инвесторов в регион или хотя бы сделать его более выгодным для населения уже сегодня, является вопрос с рабочей силой, точнее с ее отсутствием.

По прогнозам регионального Министерства труда, в 2011 - 2015 гг. области потребуются дополнительно около 46 500 рабочих и специалистов, из них более 15 000 на вновь создаваемые рабочие места. Потребность в работниках уже сейчас вдвое выше, чем количество безработных (11 145 человек против 5000).

Многие предприятия "новой экономики" каждое утро грузят в автобусы рабочих из соседних регионов, чтобы вечером доставить их обратно. Как показывает практика, для русских, которых иностранцы воспринимают как "туземцев", возможностей продвинуться по служебной лестнице в западных компаниях почти нет, а всю жизнь крутить отверткой никто не хочет, поэтому специалисты уезжают в Москву, подчеркивает Сергей Фадеев. К тому же большинство вакансий открывается на вредных производствах. По информации Виталия Черникова, за последние 15 лет население самой Калуги сократилось на 60 000 человек. И Москва, как пылесос, высасывает из области лучшие кадры.


Суд вступился за рабочих

Итог: на предприятиях Калуги все больше неквалифицированных гостей "с юга", для которых зарплата в $500-600 - предел мечтаний. Среди калужан растут протестные настроения, отмечает Анатолий Галич. По его мнению, эксплуатация калужских рабочих на иностранных предприятиях региона выше, а зарплаты ниже, чем за границей, чуть ли не в десять раз, и это не может не сказаться на качестве автомобилей российской сборки. А значит, сложившая ситуация вредит и самим автокомпаниям.

В марте 2012 г. на предприятии "Бентелер Аутомотив", поставляющем "Фольксвагену" подвески, началась забастовка. Работники завода давно требовали подписать с ними коллективный трудовой договор и поднять зарплату на 40% (она составляет в среднем 18 000 руб.). Руководство отказалось, началась "итальянская" забастовка. После очередного отказа от переговоров она переросла в настоящую забастовку. Из-за трудового конфликта едва не встал конвейер "Фольксвагена", а темпы сборки автомобилей резко упали. Работа на "Бентелере" возобновилась лишь после того, как его руководство согласилось на переговоры. В апреле состоялся суд, признавший требования трудового коллектива законными.

Интересно, что в момент начала забастовки на предприятие был стянут ОМОН. Такое решение вряд ли могло быть принято без участия администрации области, уверены рабочие. При этом и сам губернатор, и все его замы утверждают, что стоят в стороне от трудовых споров, в том числе и в вопросах обсуждения размера заработной платы. Но местные журналисты убеждены, что существуют некие негласные договоренности, согласно которым, заработки на предприятиях "новой экономики" не должны превышать средние по области на 1000-2000 руб. Печальный опыт у Калуги есть: когда в конце 1990-х в область пришел "САБМиллер", на заводе установили зарплаты, сопоставимые с западными, что вызвало нездоровый ажиотаж среди населения.

 

Льготы, еще и субсидии...

Областное руководство фактически отказалось от значительной доли местных налогов, причем в некоторых случаях на срок до 12 лет! До 1,1% в течение года понижены ставки на налог на имущество для инвесторов в сельхозотрасли, для вновь созданного, приобретенного и реконструированного имущества. Снижена также ставка по налогу на прибыль - до 13,5%. Вложившие 100 млн руб. экономят на налогах в течение года, дальше - больше: при инвестициях свыше 2 млрд руб. льготы даются на четыре года.

На год освобождаются от уплаты налогов на имущество инвесторы, вложившие в область от 100 до 300 млн руб., на два года - до 500 млн руб., на три года - свыше 500 млн руб. Для стратегических инвесторов, привлекших более 3 млрд руб., сроки увеличены до 96 месяцев, и так по нарастающей: при инвестициях, превышающих 6,8 млрд руб., отсрочки по налогам на имущество достигают 144 месяцев.

Стратегические инвесторы получают еще и субсидии "на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг". Они предоставляются на "срок окупаемости проекта плюс два года, но не более чем на 9 лет с момента получения разрешения на строительство".

Не ломайте мне руки...

Не исключено, что на современном этапе развития администрация и рада была бы предлагать бизнесу менее льготные условия, но не получается. Как рассказал "Ко" экс-сотрудник КРКО, автокомпонентщики, приходящие в область, "выкручивают власти руки", требуя для себя столь же льготных условий по выкупу земель и налогам, какие были, например, у "Фольксвагена", и автоконцерны их в этом поддерживают. А администрация на это идет, поскольку существуют обязательства перед автоконцернами и стоит задача увеличить локализацию. Впрочем, Руслан Заливацкий заверил "Ко", что "выкручивание рук" администрации автокомпонентщиками - это "миф", а "региону, безусловно, выгодно получать налоги в перспективе".

Но в последние годы даже руководство Минэкономразвития РФ все активнее выступает против налоговых льгот. В случае с Калугой и вовсе напрашивается вопрос: не сбегут ли инвесторы раньше срока окончания налоговых каникул. Неважно, произойдет ли это по политическим или экономическим причинам, например, если грянет кризис или руководство автоконцерна посчитает, что перенести производство в Китай или Индию выгоднее, чем продолжать проект в Калуге.

Именно в ориентации региона на автокластер с его "отверточной сборкой" заключаются основные риски: показательна судьба Детройта времен Великой депрессии. Виталий Черников считает, что последствия для закредитованного региона в случае серьезного кризиса могут оказаться катастрофическими - вплоть до банкротства.


Не готов к отставке

Очевидно, что нынешняя ситуация была бы невозможной, если бы в области проходили реальные выборы, как на пост губернатора, так и мэров, заинтересованных в развитии городов. Выборные власти вынуждены были бы искать компромисс между нуждами населения и потребностями инвесторов, и экономическая ситуация была бы более здоровой. Сегодня же, когда в Калуге вовсю работает институт сити-менеджеров, перекос очевиден.

Анатолий Артамонов - мастер обеспечивать лояльность. Как и его патрон и кремлевский покровитель Владимир Путин, он славен тем, что своих не сдает. Уникальный случай: сразу три бывших мэра влились в его команду в рангах вице-губернаторов. Случались рокировки и внутри администрации. Из этого многие, похоже, включая и самого руководителя области, делают вывод о губернаторской команде как о едином и неделимом целом. Но Виталий Черников говорит, что из бесед с местными предпринимателями складывается иная картина: бизнес поделен, у каждого чиновника и его семьи - собственные интересы. "Когда инвестор говорит с чиновником, он хочет знать, кто за этим вице-губернатором стоит, какая реальная группа, не снимут ли его через месяц", - отмечает Игорь Минтусов. По его мнению, для иностранного инвестора "даже предпочтительно, когда в стране диктатура". Выход один: регулярные выборы.

Сам Анатолий Артамонов, коему недавно стукнуло шестьдесят, "тонко чувствуя настроения людей", пока не готов сказать себе: "Все, твое время прошло. Должны прийти новые люди, которые будут дальше нести эстафету". Уходя, губернатор, по его словам, намерен обеспечить преемственность власти. Но, судя по его недавнему интервью, "это будет не скоро". Чьи именно настроения тонко чувствует губернатор? Вероятно, Владимира Путина.


Больше разных технопарков

Всего в области четыре "официальных" индустриальных парка. Из них три зарегистрированы и расположены на территории самого муниципального образования "Город Калуга". Это "Грабцево", "Калуга-Юг" и "Росва". Там разместили свои производства основные стратегические инвесторы: "Фольксваген Груп Рус", "Вольво Восток", "Пежо Ситроен Мицубиси автомобили Рус".

Среди поставщиков автомобильных комплектующих "Магна Технопласт Калуга", "Бентелер Автомотив", "ЯПП Рус Автомобильные системы", "Гестамп-Северсталь-Калуга", "Северсталь-Гонварри-Калуга", "Вистеон Рус", "ДжиИ Рус", "Мако Фурнитура", "Континентал Райфен Дойчланд ГмбХ". Тут же расположены "дочки" мировых фармацевтических гигантов "Берлин-Хеми АГ" и "Ново Нордиск".

Индустриальный парк "Ворсино" находится на границе с Московской областью, всего в 80 км от столицы и в 10 км от Обнинска. Как раз там бизируется "Самсунг Электроникс Рус Калуга" (сборка телевизионных панелей) и еще ряд именитых резидентов: производитель кошачьих кормов "Нестле Пурина ПетКер", мировой гигант по выпуску тракторов John Deere (США), косметический концерн "Л'Ореаль". Там же расположен КНПЭМЗ, электрометаллургический завод. Также в технопарке производят стекло, пластиковую посуду, полиэфирное шпательное волокно, сигареты и многое другое.


Еще по теме