Top.Mail.Ru
архив

Тимченко vs Токарев

30.08.201000:00

«Стройтрансгаз» дзюдоиста Геннадия Тимченко показал пятикратный рост убытков за первое полугодие 2010-го – до 3 млрд руб. И виновата в этом, по мнению компании, «Транснефть», с которой имелись разногласия по оплате. Глава «Транснефти» Николай Токарев в долгу не остался

«Сначала воруй для «Газпрома», а потом – для себя». Эти слова приписывают бывшему руководителю газовой монополии Рему Вяхиреву. И он не считал привлечение родственников и людей из своего окружения в газовый бизнес чем-то зазорным. Поэтому когда в 2001 году в компанию пришел Алексей Миллер с новой командой, многие активы и ключевые предприятия отрасли оказались «Газпрому» не подконтрольны. Например, крупнейший нефтегазовый подрядчик «Газпрома»  – «Стройтрансгаз» (СТГ) – владел примерно 5-процентным пакетом акций монополии. Понятно, что не случайно. Его крупнейшими акционерами были член совета директоров «Газпрома» Арнгольт Беккер (20% акций), его дочери Наталье Беккер принадлежало 6,99% акций. По 5,9% акций компании – у братьев Андрея и Виталия Черномырдиных, 6,4% – у дочери экс-главы «Газпрома» Рема Вяхирева Татьяны Дедиковой. Портфель заказов «Стройтрансгаза» за 2000 год превышал $1,2 млрд, из которых более 70% приходилось на долю монополии. Но наибольший интерес вызвала передача «Стройтрансгазу» в 1994 году акций «Газпрома» (4,83%), за которые СТГ заплатил всего $2,5 млн, в то время как рыночная цена пакета составляла не менее $70 млн.

Перекрыть кислород
С приходом Алексея Миллера «Газпром» стал постепенно отказываться от услуг подрядчика. Два года назад они составляли уже менее 25% от общего числа заказов «Газпрома» против 80% в конце 1990-х годов. Дальнейшую борьбу за возврат газпромовских активов поручили Алишеру Усманову, возглавлявшему тогда Газпроминвестхолдинг. В 2004 г. ему удалось вернуть акции и выкупить более 25% бумаг «Стройтрансгаза». «Мы провели конструктивные переговоры со «Стройтрансгазом» и нашли решение, которое устраивает обоих», – говорил в одном из интервью Алишер Усманов. Но объем заказов для «Стройтрансгаза» увеличен не был. К этому времени «Газпром» создал собственную фирму аналогичного профиля – «Газпромстройинжиниринг» – и в услугах «Стройтрансгаза» не нуждался. Выручка СТГ стала падать, и «Газпром» продал компанию структурам, близким к Геннадию Тимченко, владельцу нефтетрейдера Gunvor. Во сколько был оценен актив, неизвестно, сделка была сложной. Но за 26,1% обыкновенных и 15,54% привилегированных акций «Стройтрансгаза» Газпромбанк получил в июне 2006 года 4,477 млрд руб.


Что такое БТС-2
Вторая очередь Балтийской трубопроводной системы, которая пройдет от Унечи (Брянская область) до Приморска, ее мощность должна составить 50 млн тонн нефти в год. Первая очередь БТС, предназначенной для транспортировки нефти из Тимано-Печорской и Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций, Урало-Поволжья, а также из стран СНГ, мощностью 12 млн тонн в год, была введена в эксплуатацию в декабре 2001 года. Предполагается, что БТС-2 позволит полностью отказаться от транзита нефти в ЕС через Белоруссию.


Что заинтересовало нефтетрейдера в строительном активе? Не только возможность диверсифицировать бизнес: его структуры получили к тому времени контроль над «Тамбейнефтегазом», «Ямал СПГ», а позже приобрели более 20% акций «Новатэка». Доходность этого рынка для «Стройтрансгаза» вызывает большие сомнения. После снижения объема заказов со стороны «Газпрома» СТГ был вынужден искать новых партнеров, в том числе зарубежных. Сегодня компания занимается разработкой нефтегазовых месторождений и строительством трубопроводов в Казахстане, Алжире, Ираке, Иране, Индии, Судане, Турции, Сирии, Греции, Румынии, Белоруссии. Среди ее заказчиков «Роснефть», «Транснефть», «Газпром нефть», группа «Синтез», «Белтрансгаз», GAIL (India) Ltd, Saudi Aramco, Syrian Gas Company, Botas и другие. Несмотря на это, с кризисом в СТГ не могут справиться третий год. В 2008 г. компания впервые получила убыток – 6,22 млрд руб., в 2009-м он вырос до 6,74 млрд руб. В первом полугодии 2010-го СТГ показал очередной рост убытков, до 3 млрд руб. Не помогли и кадровые замены. С начала 2010-го в СТГ уже дважды поменялся «самый главный». В 2009 г. компанией стал руководить экс-газпромовец Александр Рязанов, в феврале 2010-го его сменил Александр Капник, а в мае на этот пост пришел бывший вице-президент «Роснефти» по финансам Сергей Макаров. Рязанов пытался улучшить ситуацию: сократил персонал, уменьшил расходы. Но финансовые показатели продолжали ухудшаться. «Виной тому финансовый кризис и, как следствие, сокращение объемов работ и заказов», – полагает экс-сотрудник «Стройтрансгаза».

Защита от нападения
Впрочем, финансовая сторона деятельности компании не стояла для Геннадия Тимченко на первом месте, считают специалисты. «Стройтрансгаз» показывает убытки, потому что не является инвестиционно интересным для Тимченко, – полагает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. – Основная идея приобретения этого актива – осуществлять ключевые нефтегазовые проекты, лоббируя инициативы владельца». По словам Абзалова, Геннадий Тимченко таким образом способствовал ускорению прокладки Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), которая должна охватить морской порт Усть-Луга под Санкт-Петербургом, где Gunvor строит нефтяной и нефтепродуктовый терминалы.


Довольно странно уже после завершения сделки говорить, что вас обокрали только потому, что противоположная сторона оказалась умнее вас.
Уоррен Баффет, американский инвестор,
самый известный в мире портфельный менеджер и бизнесмен


Однако у «Транснефти» другие интересы. Ее глава Николай Токарев должен выполнять пожелания вице-премьера правительства РФ Игоря Сечина. Чиновник помогал привлечь китайский кредит, а «Роснефть», главой совета директоров которой является Игорь Сечин, – один из крупнейших клиентов «Транснефти». «Роснефть» остро нуждается в трубопроводе Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО-2), но его строительство затягивается. И конфликт со «Стройтрансгазом» на руку Токареву. По мнению аналитика ФК «Открытие» Дмитрия Лютягина, скандал может частично защитить компанию от претензий со стороны «Роснефти». Дело в том, что первая очередь ВСТО должна была обойтись в $6,6 млрд, но к декабрю 2009-го совокупные затраты составили около $14,8 млрд. Кроме того, труба была запущена на год позже, чем планировалось – в ноябре 2009-го. «Роснефть» же несет дополнительные расходы, оплачивая транспортировку сырья РЖД.

В услугах не нуждаемся
Есть ли будущее у «Стройтрансгаза»? Не исключено, что компания перестала связывать свои перспективы с «Транснефтью», хотя и извинилась перед заказчиком. «Мы благодарны руководству «Транснефти», обратившему внимание на недостатки, которые были допущены в разное время нашего сотрудничества. Сейчас мы ведем конструктивный диалог по устранению недочетов в работе», – говорится в официальном заявлении председателя правления «Стройтрансгаза» Сергея Макарова.


Что такое ВСТО
Первая часть нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан, предназначенного для поставок российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), была запущена 28 декабря 2009 года. Труба ВСТО пролегла по маршруту Тайшет (Иркутская область) – Усть-Кут (Иркутская область) – Ленск (Якутия) – Алдан (Якутия) – Сковородино (Амурская область). От Сковородино по железной дороге нефть переправляется в бухту Козьмино, откуда танкерами идет на рынки АТР. Протяженность – 2694 км, мощность 30 млн тонн нефти в год (планируется расширение до 80 млн тонн), из которых 15 млн тонн будет переправляться морем, а вторая половина пойдет в Китай по отдельному ответвлению трубы. Второй этап строительства должен соединить трубопроводом Сковородино и Козьмино (2046 км). Строительством второй очереди занимается «дочка» «Транснефти» «Транснефтьстрой», а также подрядчики   «Стройтрансгаз», «Стройновация», «Межрегионтрубопроводстрой» и «Стройгазконсалтинг».


«ВСТО практически построен, а объемы финансирования ВСТО-2 и БТС-2 скромнее, и вряд ли «Стройтрансгаз» получит там большие контракты», – рассуждает аналитик ИК «Метрополь» Александр Назаров. Как сказал официальный представитель «Транснефти», на ВСТО у компании работают четыре подрядчика, и если один из них заваливает проект, на его место приходит другой. По его словам, у компании есть еще несколько строек в Восточной Сибири, и если «Стройтрансгаз» «исправится», то сможет претендовать на участие в тендере. «Теперь основная надежда на «Газпром», стройки которого в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке только начинаются», – отмечает Александр Назаров.
Сделка с «Новатэком» позволила Геннадию Тимченко усилить свои позиции на Ямале, кстати, стратегическом для «Газпрома» регионе. Но окончательной ясности нет. Скорее всего, «Газпром» продолжит отдавать контракты своим сервисным и строительным структурам. Если «Стройтрансгазу» удастся получить ямальские проекты, компания начнет приносить доход. Если нет, то в долгосрочной перспективе Геннадий Тимченко может избавиться от этого актива.