Top.Mail.Ru
политика

Трамп ставит на вакцину

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Дональд Трамп заявил о согласии участвовать в президентских выборах в США, которые запланированы на 3 ноября 2020 года. О своем решении действующий президент объявил, выступая перед участниками съезда республиканцев в Вашингтоне. «Компания» поговорила с экспертом по США, политологом Георгием Бовтом о том, каковы шансы Трампа и его конкурента от Демократической партии Джо Байдена на победу, что произойдет во взаимоотношениях США и России в случае прихода демократов и какие еще санкции со стороны Вашингтона могут грозить Москве.

Считается, что Дональд Трамп — наименее популярный президент первого срока в истории опросов общественного мнения США, но тем не менее вероятность его победы весьма высока. Как вы оцениваете шансы на успех обоих кандидатов?

— Если бы выборы проводились сегодня, то Трамп бы их проиграл. По общенациональному опросу он отстает от Байдена на 8–10 %. Но поскольку в США непрямое голосование, а всё решают выборщики, то большое значение играют battleground states — так называемые колеблющиеся штаты. Они в прошлый раз и решили выборы в пользу Трампа, хотя он проиграл Хиллари Клинтон более трех миллионов голосов.

Сейчас расклад в battleground states не в пользу Трампа. Хотя в последнее время он несколько сократил отрыв, который в июле — начале августа доходил до 12 %. Если он разовьет эту тенденцию и завоюет колеблющиеся штаты, у него появится шанс выиграть президентские выборы. Я думаю, что у Дональда Трампа есть единственный шанс — пойти на выборы, объявив себя президентом закона и порядка, что он уже сейчас пытается делать, поскольку бесчинства Black Lives Matter (BLM) уже утомили всех. Мне кажется, что демократы совершили ошибку, выбрав кандидатом в вице-президенты Камалу Харрис. Она не самый идеальный кандидат, поскольку была известна своей жесткостью на посту генерального губернатора Калифорнии, несмотря на то что у нее темный цвет кожи. Демократы пошли по идеологическому пути, им нужна была женщина-афроамериканка, чтобы потрафить BLM.

В конечном итоге все зависит от того, удастся ли обуздать пандемию COVID-19, создать вакцину и начать ее применять. Есть шанс, что ее зарегистрируют до президентских выборов, в октябре, и внедрят в гражданский оборот. Вероятность, правда, небольшая, учитывая размеры и неповоротливость медицинской бюрократии в США. Но при определенных лоббистских усилиях это может произойти — с учетом того, что Великобритания тоже намерена в срочном порядке ввести вакцину, которую разрабатывает AstraZeneca. Там ее тоже внедряют в ускоренном порядке по военно-мобилизационному пути, как и в России. Поэтому и в Америке могут сделать точно так же.

В США многие годы президенты получают второй срок просто по традиции. Может ли Трамп стать президентом на будущие четыре года просто потому, что он уже является президентом США?

— Последним президентом США, который продержался всего один срок, был Джордж Буш — старший в 1989–1993 годах. Вообще, действующий президент США имеет огромный административный ресурс. Джордж Буш — младший проиграл бы выборы на второй срок в 2000 году, если бы его брат не был губернатором Флориды. Иначе там голоса посчитали бы по-другому и победил бы демократ Альберт Гор. Думаю, что и там был применен административный ресурс, в том числе и в Верховном суде США, который принял решение в пользу республиканцев.

Движение BLM появилось при Трампе, хотя, конечно, он не был в этом виноват. Но сам этот факт играет против действующего президента или нет?

— И да, и нет. Американские чернокожие, стоящие за ними либералы и отчасти даже евреи, как это ни странно, ненавидят Трампа. Это копилось давно и вылилось в безумное движение с уличными шествиями, поджогом магазинов и т. д. Это работает на мобилизацию демократического электората.

Если в условиях пандемии будет голосование по почте, оно также ударит по Трампу. Считается, что могут быть фальсификации: сторонников демократов в госаппарате США достаточно много. Они сохранили свои посты еще со времен президентства Барака Обамы. Идет мобилизация и на уровне штатов, в которых правят демократы — там административный ресурс также используется. В Госдепе также осталось много сторонников Обамы, которые Трампа терпеть не могут. Он многих и в самой Республиканской партии раздражает в силу специфики своей личности.

С другой стороны, бесчинства толп на американских улицах работают и на мобилизацию трамповского электората. Особенно это будет заметно в колеблющихся штатах, таких как Висконсин, где он с трудом выиграл четыре года назад.

Считается, что Трамп — чуть ли не единственный президент США в новейшей истории, который последовательно выполнял все свои предвыборные обещания. Так ли это?

— Он достаточно четко идет по чек-листу своих предвыборных обещаний. Не всё у него получилось в силу сопротивления Конгресса и судебной власти. Думаю, что 80 % или даже больше обещаний были выполнены. Но надо сказать, что в России есть много заблуждений по поводу американских президентов. Например, что они обещают одно, а делают другое. Это не так. После Второй мировой войны средняя выполняемость предвыборных обещаний американских президентов превышала 70 %. Так что Трамп если и превысил эту цифру, то ненамного.

Демократы собираются улучшить отношения с Китаем, прекратить развязанные Трампом торговые войны с ним. Как это может сказаться на американской, китайской, наконец, российской экономиках?

— Демократы, наверное, быстрее договорятся с китайцами, чем Трамп. Они в большей степени готовы идти на какие-то уступки. Но России от торговых войн США и Китая, в общем-то, ни горячо, ни холодно, кроме того, что они влияют на фондовые рынки. Россия не может поглотить китайский экспорт в том объеме, который поглощает Америка. Есть, конечно, выгода от того, что китайские технологические компании, например Huawei, ищут новые рынки и охотнее идут в Россию, но больших изменений не произойдет. В случае сближения США и Китая компании КНР, возможно, станут более осторожны в вопросах передачи технологий России.

Но Китай все равно воспринимается в США как недружественный и неконтролируемый соперник, у которого непонятно что на уме. Поэтому курс на перевод рабочих мест из Китая в Америку сохранится, хотя, может, все будет происходить медленнее, чем при Трампе.

Джо Байден в случае победы на выборах обещает «закрутить гайки» по отношению к России. Это, прежде всего, усиление санкций в банковской и технологической сферах. Наиболее радикальный вариант — наложить эмбарго на покупку российской нефти и нефтепродуктов, как США сделали в отношении Венесуэлы. Насколько это возможно? Что испытает российская экономика и внешняя политика?

— Озлобленность демократов по отношению к России действительно велика. У Джо Байдена еще пунктик и по поводу Украины, при Обаме он играл ключевую роль во внешней политике США по отношению к ней. И его личные антироссийские настроения очень сильны. Дональд Трамп с Владимиром Путиным скорее подружился бы, если бы вокруг никого не было. Наедине они бы блестяще договорились по всем вопросам.

Белый дом и так последние два года негласно тормозил введение санкций против России. Благодаря, в частности, республиканцу от штата Кентукки Митчу Макконнеллу, лидеру сенатского большинства, многие антироссийские санкционные пакеты откладывались в долгий ящик.

С Байденом и его окружением это, конечно, не получится. Вообще, почти вся американская элита, за исключением Трампа, настроена по отношению к России отрицательно. То, что делает российский президент, в США считается совершенно неприемлемым. В случае победы демократов может быть ужесточен контроль за поставками технологий в самых различных отраслях, хотя и так существует ряд достаточно сильных ограничений, принятых еще в 2014-15 годах.

Что касается эмбарго на покупку российской нефти, это «ядерное оружие». Маловероятно, что оно будет применено, хотя такая возможность есть, если, например, завтра какой-то сотрудник ФСБ сбежит на Запад и заявит, что это он отравил Навального по приказу Путина. Либо в случае вторжения России в Белоруссию. Первое может спровоцировать применение пакетов так называемых химических санкций в полной мере. Второй пакет этих санкций вступил в силу 26 августа 2019 года в соответствии с законом 1991 года о борьбе с химическим и биологическим оружием и состоял из шести положений, из которых было реализовано только два, и то — совершенно безобидных. Например, США обязались препятствовать выделению кредитов и любой финансовой и технической помощи России международными финансовыми организациями, такими как МВФ и Всемирный банк. Но Россия и так давно не пользуется их услугами.

Если победит Джо Байден и если демократы помимо того, что сохранят большинство в Палате представителей (а это наверняка), еще и Сенат возьмут, то весь Конгресс будет в их руках. Демократы смогут принимать любые жесткие законы в отношении России. И первые два года новой президентской власти в США могут оказаться весьма бурными во взаимоотношениях двух стран, пока они не «притрутся».

Еще одна проблема для России заключается в том, что демократы — сторонники укрепления атлантической солидарности и повернут вспять трамповскую политику негласного игнорирования НАТО.

Если же победит Трамп, отношения с Россией останутся примерно на том же уровне, что и сейчас?

— Есть разные варианты. Если действительно появятся дополнительные факторы вроде белорусского, отравления Навального или еще чего-то подобного, то отношения между странами опустятся еще ниже хоть при Байдене, хоть при Трампе, хоть при ком-либо еще. В любом случае рассчитывать на сколь-либо заметное потепление в наших двусторонних отношениях в обозримом будущем не приходится.

Еще по теме