Top.Mail.Ru
архив

Трехмерные иллюзии

Идея передать в кинематографе трехмерную реальность занимает режиссеров и инженеров почти сто лет. Сергей Эйзенштейн, создатель фильма «Броненосец «Потемкин», утверждал в 1947 году: «Сомневаться в том, что за стереокино завтрашний день, так же наивно, как сомневаться в том, будет ли завтрашний день вообще!» Корпорация IMAX пытается превратить мечтания режиссера-новатора в стабильный бизнес.

 

Трехмерное кино все еще остается «завтрашним днем». Сегодня ощутить его приближение можно, посмотрев фильмы «Дети шпионов 3D» или «T-Rex. Исчезновение динозавров». Надевшему специальные очки зрителю во время сеанса кажется, что в него стреляют, его хватают когтистой лапой. По мнению создателей фильмов, однажды пережив эти новые острые ощущения, зрители вновь и вновь захотят увидеть такие экстремальные кадры.

 

Киноопыты

 

Эксперименты по созданию объемного кино в СССР были начаты еще в 20-е годы ХХ века, но в массовое производство стереокино было запущено позже. В середине 1960-х в СССР создавали и показывали фильмы системы «Стерео-70». Генеральный директор научно-технического центра «Стереокино» Александр Мелкумов вспоминает, что с 1967 по 1988 год в СССР было открыто 20 стереокинотеатров, которые работали со специальной проекционной аппаратурой (в Москве стереозал в кинотеатре «Октябрь»). В 1991 году Американская академия киноискусств наградила российский Научно-исследовательский кинофотоинститут за технические достижения в области стереоскопического кино и за разработку системы «Стерео-70». Однако экономическая ситуация в России похоронила этот проект.

На Западе бум интереса к трехмерному кино пришелся на середину 1980-х годов ХХ века. Появилось несколько стандартов, регулировавших качество пленки и устройство киноаппаратуры. Однако первые посетители стереокинотеатров были разочарованы: неяркое изображение, расплывчатые контуры и незрелищные фильмы. Уже в 1990-х трехмерное кино можно было увидеть лишь в специальных демонстрационных залах при музеях или культурных центрах. Этот вид искусства стал не более чем технической игрушкой.

Киноиндустрия слегка охладела к объемному изображению. Из компаний, производящих съемочную и проекционную технику для широкого экрана, интерес к нему сохранили лишь канадская IMAX и американская MegaSystems. История IMAX началась на выставке «Экспо’67» в Монреале, когда крупноформатные фильмы привлекли всеобщее внимание. Небольшая группа канадских режиссеров разработала формат IMAX (аббревиатура от imagemaximum) и занялась его популяризацией. Однако энтузиасты столкнулись с проблемой: им нужны были деньги, чтобы развивать инфраструктуру проката. Проект пребывал в зачаточном состоянии, покуда в марте 1994 года не был продан двум канадским предпринимателям – Брэду Векслеру и Ричу Гелфонду, у которых был четкий бизнес-план. Они акционировали компанию и вывели ее на биржу NASDAQ. Полученные средства были вложены в развитие франчайзинговой сети кинотеатров IMAX.

 

3D-бизнес

 

Векслер и Гелфонд считали, что победит тот стандарт, в котором будет снято больше интересных фильмов и оборудование для которого дешевле обойдется кинотеатрам.

Компания сосредоточилась на разработке и производстве кинотехники, пленки, а также самих фильмов. Также нужно было привлечь режиссеров и операторов к съемкам фильмов в новом формате. Строительством же кинотеатров занимались франчайзи. За десять лет в мире появилось 230 кинотеатров IMAX (из них около 170 в Северной Америке). Все они сильно отличаются по размеру: это могут быть залы и на несколько сотен, и на несколько тысяч зрителей. Сегодня коллекция IMAX насчитывает более 180 фильмов, снятых для демонстрации на гигантском экране, из них 70 – для трехмерного кино.

Инвестиции в строительство одного кинотеатра формата IMAX составляют от $5 млн до $15 млн. Открывшийся в прошлом году в Москве кинотеатр Nescafe-IMAX еженедельно посещают несколько тысяч человек, при этом стоимость билета – от 200 до 550 руб. Владельцы рассчитывают, что проект окупится за восемь лет.

Проект MegaSystems, сделавший ставку на сотрудничество с киностудиями, которые строили свои мультиплексы и центры развлечений, не смог выдержать конкуренции с IMAX. С прошлого года компания MegaSystems находится на грани банкротства.

Еще по теме