Top.Mail.Ru
архив

Три сестры

Похоже, что и административная реформа в России наконец, догнала налоговую и судебную. В том смысле, что удачно финишировала и так же недалеко от места старта. Так и сидят они, как известные три сестры, и мечтают – в Москву, в Москву. Но не суждено мечтам сбыться. И друг без друга сестрам никуда, и в Москву незачем.

Хотя с формальной стороны административная реформа разворачивается как и две другие. Сестры как сестры. Разговоры об актуальности и целесообразности, необходимые заявления и поручения. И даже венец каждого этапа – изменения и дополнения в законодательной базе. На прошедшей неделе, в частности, Совет Федерации одобрил закон «О системе государственной службы РФ», который делит указанную службу по видам – гражданская, военная, правоохранительная и по уровням – федеральная и субъектов федерации. Даже сказано про ответственность – вплоть до выговора или даже служебного несоответствия (особенно когда кого-то надо заменить на своего человека). И все это вне зависимости от реального ущерба, который наносят своими действиями или бездействием упомянутые государственные служащие. Вроде того, что лишил чиновник своими решениями бюджет нескольких миллионов долларов – прощай квартальная премия. Но еще большей тайной покрыто главное – потребность в тех функциях, которые осуществляют госслужащие. Поскольку набор функций и полномочий, как правило, разрабатывает… Как вы думаете, кто? Совершенно верно, само ведомство. Дальше все это наверху подрезается – если на контрольную или управляющую функцию (или тем более ожидаемые финансовые потоки) есть вышестоящая претендующая группа, либо деятельность вызывает политический интерес, – или не подрезается, если неохота влезать в ненужное или неприятное. И дальше хозяин, то есть государево ведомство, барин. Поэтому суммарный набор полномочий и контрольных функций институтов государственной службы с большим трудом поддается учету и с не меньшим контролю.

Совсем недавно Минэкономразвития в рамках административной реформы передало в правительство предложения по дебюрократизации экономики и сокращению избыточных функций органов государственной власти. Получилось, что поторопились, не подумали как следует. Хотя бы о том, зачем при отсутствии в России ощутимого экономического развития (это которое не от роста нефтяных цен) и политической воли к структурной экономической реформе вообще нужно такое министерство. Да еще фактически на чиновников наехали. Вот и получили от премьера и его аппарата – и вполне по заслугам получили.

Несвоевременная идея. Поскольку никаких внятных задач – политических, экономических и общественных по-прежнему не заявлено, пока действует генеральная установка, которую можно определить примерно так: цель ничто, поэтому движение не нужно. Это, собственно, и определяет динамику реформ. Как и их вечную российскую судьбу. Как по поводу самой экстремальной реформы в истории России когда-то сочинили вполне официальную песню: «Есть у революции начало, нет у революции конца…» Если в смысле результата, это как раз наш случай.

Правда, в текущем году есть и дополнительные особенности. Административная реформа и сокращение функций госаппарата неизбежно приведут к сокращению самого аппарата. Помимо того, что это просто противоестественно (по Паркинсону, аппарат обладает способностью к саморазрастанию посредством увеличения числа ненужных функций), это – именно в выборный год – особенно несвоевременно. Сложное и малоосмысленное образование, называемое «Единой Россией», в сущности – партия чиновников. Во всяком случае, основные голоса на выборах будут обеспечиваться ему административно-бюрократическим путем. И сокращение госаппарата, даже ненужного, это сокращение электоральной базы. И не только на этот год, но и, сами понимаете, на следующий. Так что не стоило Минэкономразвития так горячиться. Вот их старшие товарищи и поправили.

Еще по теме