Top.Mail.Ru
архив

Цели и средства

Российский Центробанк заявил о том, что в ближайшие месяцы он готов выпустить инструкцию, ограничивающую возможность использования офшорных компаний для владения российскими банками. Чиновники с Неглинной полагают, что после этого банки будут заявлять более правдивую информацию о своих владельцах.

Не секрет, что информация о владельцах, представляемая коммерческими банками в ЦБ, зачастую не соответствует их реальной структуре собственности. Даже наиболее известные в стране банки зарегистрированы на всевозможные ЗАО, ОАО и ИЧП с ничего не говорящими названиями. А многие из физических лиц, заявленных в качестве владельцев, – просто подставные люди. Поэтому желание ЦБ исправить такую ситуацию вполне объяснимо. Вот только способ, которым чиновники намерены сделать это, вряд ли поможет вывести владельцев банков на чистую воду. «Для того чтобы ограничить использование офшоров в цепочках владения банками, российскому ЦБ потребуется переписать весь Гражданский кодекс или как минимум вывести из-под его действия всю банковскую и финансовую индустрию страны», – заявил в интервью «Ко» вице-президент одной из ведущих международных косалтинговых компаний, занимающихся предоставлением услуг по налоговому планированию. Дело в том, что ЦБ может законодательно ограничивать права лишь непосредственных владельцев банка (физических или юридических лиц) либо владельцев их владельцев. А далее – сфера ответственности общего гражданского законодательства.

В случае если запрет на офшорное владение банками будет все-таки введен, юристы тайных банкиров найдут десятки способов скрыть активы своих клиентов. А пострадают от введенных ограничений в первую очередь иностранные инвесторы, которые серьезно рассматривают возможность вхождения в капитал российских банков. Не секрет, что большинство иностранных инвестиций в Россию делается именно через компании с офшорной юрисдикцией – так иностранные собственники страхуются от переменчивости корпоративного законодательства в России. К тому же в некоторых из общепринятых офшорных юрисдикций (например, Люксембург, Лихтенштейн или Британские Виргинские острова), которые российский ЦБ причисляет к «непрозрачным офшорам», регистрация реальных собственников компаний ведется как минимум не строже, чем в странах с нормальным налоговым законодательством. Преимущество этих офшоров заключается не в том, что имена их владельцев остаются неизвестными, а в низком уровне налогообложения.

Усердие ведомства Сергея Игнатьева в этом вопросе кажется тем более неожиданным, если вспомнить, что совсем недавно – не далее как три года назад – сам ЦБ не брезговал спекулировать валютными резервами через сомнительные офшорные схемы (достаточно вспомнить знаменитую историю компании «Фимако»). Так что, выступая  против юрисдикций с низкими налогами, Банк России пытается побороть и свое прошлое. Между тем в пылу этой борьбы чиновники не заметили подмены понятий – вместо войны по отмыванию денег они объявили войну офшорам. Это, конечно, и проще, и нагляднее для общественности и международных организаций, только вот пользы от этой борьбы никакой.

Еще по теме