Top.Mail.Ru
архив

Цена победы

Победители войн взимали дань с разбитых врагов во все времена, пока в начале XX века такую практику международное сообщество не признало незаконной. Это было сделано ради того, чтобы войны перестали быть сверхдоходным бизнесом. Единственной лазейкой, которая до сих пор позволяет неплохо заработать на военной победе, остаются репарации. Так называют компенсацию ущерба, нанесенного страной-агрессором.

Война все спишет

Когда затихают выстрелы и догорает последний салют, война становится сферой компетенции бухгалтеров, которые складывают стоимость сожженных деревень с ценой выпущенных по врагу снарядов, а из суммы ценностей, недополученных в результате героической гибели потенциальной единицы рабочей силы, вычитают стоимость трофейных сапог. Репарации Германии странам антигитлеровской коалиции после завершения Второй мировой войны чем-то напоминают современные истории о разборе дорожных аварий, в результате которых виновная сторона порой лишается всего имущества, чтобы оплатить потерпевшему ремонт.

Вопрос о том, во сколько обойдется Германии нападение на государства-союзники, был поднят задолго до окончания Второй мировой. Уже в начале 1944 года, когда в войне обозначился явный перевес в пользу наших войск, при Ставке Верховного Главнокомандующего была создана сверхсекретная чрезвычайная комиссия, которая должна была оценить совокупную стоимость ущерба, нанесенного фашистской Германией Советскому Союзу. Аналогичные комиссии были созданы также при правительстве Великобритании, а чуть позже во Франции и в США. При этом страны-союзницы действовали каждая по собственной схеме и втайне друг от друга. В Великобритании, к примеру, при службе безопасности было учреждено специальное ведомство по фабрикации фактов о злодеяниях фашистских войск, и в первую очередь авиации: другие вооруженные силы рейха не могли нанести ущерба островной Англии.

"Дядюшке Сэму" Гитлер был должен лишь чуть больше $100 млн за несколько торпедированных кораблей и за обмундирование солдат. Но президент Рузвельт был готов отказаться от претензий в обмен на право выступать в споре о репарациях в качестве некоего объективного "мирового судьи". Так за сто миллионов Америки получила право вмешиваться в европейскую политику.

Французское правительство, имевшее больше всего претензий к Гитлеру, предлагало планы один кровожаднее другого. Франция, к примеру, предлагала превратить Германию в аграрную страну.

От СССР, наиболее пострадавшего в борьбе с фашизмом, союзники, конечно, ожидали совершенно заоблачных цифр. Но советский "оценщик" Николай Шверник разработал уникальный по своей простоте способ превзойти даже самые смелые их ожидания. По его предложению Иосиф Сталин ввел в состав чрезвычайной комиссии митрополита Киевского и Галицкого Николая. Формально задача священника сводилась к тому, чтобы помочь комиссии "провести возможно более полный учет ущерба, причиненного захватчиками путем расхищения и уничтожения зданий, оборудования и утвари религиозных культов". И он с нею справился блестяще - с помощью "сталинского" митрополита Швернику удалось взвинтить сумму ущерба почти вдвое: на фашистов "списали" всю драгоценную церковную утварь, проданную правительством большевиков за границу с 1917 по 1935 год, и все разрушенные за этот же период храмы.

"Чудное виденье"

Общая стоимость претензий Советского Союза к Германии составляла более $750 млрд. Однако эта цифра так и не была озвучена Сталиным на Крымской конференции, где лидеры государств-союзников обсуждали вопрос о репарациях. Перед началом конференции на Западе была развязана настоящая информационная война против Советского Союза. Основной упор СМИ делали на то, что Сталин собирается потребовать с Германии оплатить те разрушения, которые причинили советским городам советские же войска. Еще в ноябре 1941 года Сталиным был подписан приказ, согласно которому Красная Армия должна была "разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40 - 60 км в глубину от переднего края и на 20 -30 км вправо и влево от дорог". Если в начале войны "тактика выжженной земли" действительно заметно усложняла жизнь наступающим войскам вермахта, то после ее окончания этот приказ мог быть использован как аргумент за сокращение суммы репараций Советского Союза. Кроме того, практически не был оценен ущерб, причиненный советскими войсками странам Европы и самой Германии во время победоносного шествия по континенту. Ведомство Шверника не получало распоряжения проводить такие подсчеты, а западных оценщиков в зону, оккупированную Красной Армией, никто пускать не собирался. Естественно, среди союзников стали распространяться слухи, что Россия должна Германии едва ли не большую сумму, чем Германия России. Якобы репарации с Германии СССР уже получил в форме морального удовлетворения от сожженных дотла немецких городов и взорванных предприятий.

Однако западные слух-мейкеры были правы лишь отчасти: Советский Союз действительно к началу Крымской конференции уже успел начать в принудительном порядке взимать долги с противника, но вопросы морали тут были совершенно ни при чем.

В начале февраля 1945 года генералиссимус Сталин получил необычную шифровку от маршал Конева, командующего 1-м Украинским фронтом, занявшим район Верхней Силезии. Она начиналась поэтически: "Передо мной открылось чудное виденье..." Конев искренне поражался богатству старейшего промышленного района Восточной Германии. Он описывал "лес заводских труб и копров шахт, тянущийся до горизонта". Сталин отнесся к шифровке более чем серьезно. Даже если раньше у него были иллюзии, что американцы позволят ему взыскать с побежденной Германии все $750 млрд, то теперь он окончательно от них избавился. Советские дипломаты, прозондировав почву, пришли к выводу, что репарации в пользу России в лучшем случае составят только 1/30 от заявленных претензий. Шифровка Конева только подтолкнула "отца народов" к решению, которое он вынашивал давно: самому взять в Германии то, что ему причитается. А точнее - все, что приглянется.

Красная Армия всех богаче

21 февраля 1945 года Красная Армия несколько изменила свой статус. Если до этого ее действия в Европе можно было расценивать как освобождение континента от остатков фашизма, то после решения Госкомитета обороны о создании при действующих фронтах постоянных "комиссий по вывозу оборудования и материалов с территории Польши и Германии" начался настоящий захватнический поход. На освобожденных территориях буквально на следующий день после окончания боев начинался демонтаж наиболее ценных предприятий. Сразу же возникли проблемы с нехваткой рабочей силы. С фронтов ради этого один за другим были сняты 15 боевых батальонов. А на демонтаж особо опасных предприятий химической и оборонной промышленности были мобилизованы почти 7 тыс. человек из местного населения. Однако война пока продолжалась, солдаты были нужны на фронте, да и работали они не очень охотно: дойти почти до Берлина, чтобы затем из героя переквалифицироваться в работягу?..

Уже в середине весны эта проблема была решена просто и со свойственным для той эпохи цинизмом. К началу апреля советские войска освободили из концлагерей около 80 000 военнопленных и гражданских из числа так называемых перемещенных лиц. По предложению начальника тыла Хрулева освобожденные из концлагерей приписывались к особому монтажному управлению и должны были работать на самых опасных участках репарационных работ, "чтобы тяжким трудом искупить свой позор". Солдатам из батальонов Спецстроя пришлось в очередной раз переквалифицироваться - на этот раз в надсмотрщиков.

К моменту, когда Сталин в очередной раз сел за стол переговоров с "большой тройкой", вопрос о сумме репараций для него уже не был столь острым: советские военнопленные успели погрузить и отправить на родину полторы тысячи предприятий металлургической, горнодобывающей, химической и оборонной промышленности, а также сотни пищеперерабатывающих, обувных и ткацких фабрик. Одних только пивзаводов из Восточной Германии было вывезено более сотни. Репарационные отряды не обошли своим вниманием и готовую продукцию: еще до окончания войны в Советский Союз были отправлены 264 441 штука настенных часов, 1 052 503 головных убора, 188 071 ковер и прочие боевые "трофеи" - всего свыше 400 000 железнодорожных вагонов. Кроме того, было вывезено продовольствия более чем на $30 млрд, в том числе и 20 млн л спирта по личному запросу товарища Микояна. Темпы репарационных работ просто поражали. Вагоны с немецкими трофеями нередко разгружались на железнодорожных узлах в Прибалтике, чтобы поезда немедленно могли отправиться за новой партией. Главное - вывезти в СССР, а дальше видно будет.

Как Сталин и предвидел, на Ялтинской конференции американская делегация "забраковала" даже более чем скромную цифру в $20 млрд. Предлагали взять $10 млрд в гособлигациях и акциях немецких концернов, что Иосифа Виссарионовича совершенно не устраивало: он-то точно знал, каких "дивидендов" можно ожидать по этим ценным бумагам после его самодеятельных репараций. У Сталина в Ялте было другая цель - максимально запутать решение вопроса о разделе "наследства рейха". Это удалось ему с блеском: сумма репараций в результате взаимной неуступчивости сторон так и не была определена, после чего "большая тройка" перешла к обсуждению границ зон юрисдикции. По мнению некоторых историков, пресловутый раздел Германии произошел в результате сепаратных переговоров Сталина и Рузвельта, во время которых генсек намекнул президенту, что вопрос с репарациями уже решился сам собой, а политические амбиции СССР не распространяются дальше центра Берлина. Как гласит легенда, руководители двух сверхдержав расстались очень довольные друг другом: каждый мнил, что ему удалось "надуть союзничка". Каждый получил то, что хотел, отказавшись от того, на что не претендовал. Рузвельт приобрел военный и политический плацдарм в самом центре Европы, а Сталин - возможность и дальше выкачивать из Германии промышленную мощь, не оглядываясь на международное право.

Куда все девалось

Непрерывный поток поставок оборудования, целых предприятий и материалов из Восточной Германии по идее должен был вызвать в Советском Союзе настоящий индустриальный бум. Однако вновь подтвердился тезис о том, что российская промышленность слаба вовсе не из-за недостатка иностранного оборудования или качественного сырья. Индустриальный "взрыв" России не грозил по причине самого обычного разгильдяйства и лени. К тому же Советский Союз, видимо, откусил от немецкого пирога гораздо больше, чем реально мог прожевать.

О том, каким образом проводились репарации, наглядно свидетельствует история с захваченными в Германии книгами. Точное их количество не известно никому, поскольку в официальных документах они учитывались в тоннах или вагонах. С уверенностью можно говорить о 8 млн книг, вывезенных из библиотек, архивов и частных собраний. Так как работники репарационных отрядов по большей части не были сильны в немецком, на содержание книг никто внимания не обращал. Во всем Советском Союзе на тот момент более или менее сносно владели немецким языком не более 50 000 человек. Книги вагонами отправлялись в публичные и специальные библиотеки, и порой только на месте обнаруживалось, что читальный зал сельскохозяйственной академии обогатился 800 экземплярами полного собрания сочинений доктора Геббельса и только двумя книгами, имеющими хоть какое-то отношение к проблемам сельского хозяйства.

Перевозка захваченной добычи, складировавшейся первоначально в Прибалтике, в глубь России шла гораздо медленнее, поскольку практически все составы курсировали между Германией и складами. Захваченное продовольствие сгнило еще до водружения Знамени Победы над рейхстагом. Уникальные станки тихо ржавели под дождем, а из Москвы сыпались бесчисленные распоряжения отправлять ящики с оборудованием на заводы страны. Поначалу транспортники возлагали большие надежды на паровозы и вагоны, которые удалось захватить в Германии, но вскоре выяснилось, что в Европе более узкая железнодорожная колея, а для переоборудования немецких паровозов необходимо время и все то же специальное оборудование.

Некоторые грузы все же отправлялись по назначению без промедления: это были либо предметы роскоши, за судьбой которых следили их новые хозяева - советские военачальники, либо особо ценные трофеи (произведения искусства, драгоценности или образцы секретного оружия), о доставке которых распорядились лично Сталин, Шверник или Хрулев. Кстати, одним из первых в Москву был доставлен берлинский метрополитен в разобранном виде. Так что ударным темпам строительства метро в послевоенный период москвичи тоже обязаны поражению рейха.

Когда же репарационная лихорадка несколько утихла и промышленные грузы начали наконец поступать на советские заводы, обнаружилось, что большая часть оборудования либо уже не подлежит восстановлению из-за коррозии, либо предприятию вообще не подходит.

Совсем другая судьба ждала немецкую оборонку. К ней, как и полагается, отнеслись с куда большим вниманием: Москва серьезно контролировала доставку военных грузов до места назначения, сборку и запуск оборудования. Нередко вместе с военными предприятиями в Союз прибывали их технические архивы и персонал. Ни в одной стране мира на оборонном предприятии не будет работать "неблагонадежный" сотрудник, поэтому среди немецких "перемещенных" инженеров нередко встречались откровенные идейные фашисты. В результате на сверхсекретных военных предприятиях время от времени случались диверсии и провокации. Совершенно удивительный случай произошел в Поволжье на Авиационно-промышленном предприятии им. Куйбышева, который получил несколько десятков цехов завода "Юнкерс". Московский ревизор обнаружил, что в конструкторских бюро предприятия немцы составляют почти 85%, а в цехах работают почти 1000 немецких рабочих. 173 инженера оказались членами НСДАП, многие из них имели нацистские награды. Бывшие инженеры "Юнкерса" даже восстановили на заводе некое подобие фашистской партийной ячейки. Директор завода практически не подписывал никаких документов - эту обязанность взял на себя главный конструктор Шайбе, причем некоторые приказы по заводу подписывались от имени руководства фирмы "Юнкерс". Предприятие работало отлично, перевыполняло план, а конструкторские разработки были выше всяких похвал, но после такого ревизорского отчета немцы вместе с директором куйбышевского авиазавода отправились в Сибирь, а само предприятие практически прекратило работу.

Еще по теме