Top.Mail.Ru
архив

Украинско-парижский клуб

Еще не закончилось празднование успешного завершения переговоров с Лондонским клубом кредиторов, а российское правительство уже приступило к консультациям с Парижским клубом. Убедив западных кредиторов в необходимости реструктуризации 32-миллиардного долга Лондонскому клубу, российское правительство надеется быстро и полюбовно договориться с государствами-кредиторами, входящими в Парижский клуб. Однако, похоже, этим радужным надеждам не суждено будет сбыться.

Консультации с Парижским клубом, стартовавшие на минувшей неделе, показали, что легкой прогулки у правительства не получится. Оптимистические и, пожалуй, даже самонадеянные заявления российских чиновников, обещавших, что после достижения договоренностей с Лондонским клубом переговоры с Парижским клубом пройдут значительно легче, оказались далеки от реальности. Расчет российской стороны строился на том, что западные государства, старательно демонстрирующие заботу о частных инвесторах, последуют ими же пропагандируемому принципу "равенства кредиторов". Иными словами, по мысли работников Минфина, правительства США, Европы и Японии просто продублируют схему реструктуризации российского долга Лондонскому клубу. Ранее крупные западные банки и инвестиционные фонды согласились на одномоментное списание 36% долга (около $12 млрд). Оставшуюся часть, чуть более $20 млрд, Россия переоформила в еврооблигации с 30-летним сроком обращения. В течение первых семи лет эти ценные бумаги будут обслуживаться по льготным ставкам.

Предложение России, однако, западными бюрократами было встречено без особого восторга. Дело в том, что принцип равенства кредиторов применялся по отношению к тем странам-должникам, которые сначала договорились с государствами-кредиторами, а лишь затем начинали переговоры с частными инвесторами. То есть по этой логике, прежде чем договориться с частными структурами, любой заемщик обязан получить "отмашку" государства. У России же все получилось наоборот: российские чиновники гораздо быстрее нашли общий язык с банкирами, чем со своими зарубежными коллегами. На этом основании Парижский клуб посчитал себя свободным от каких-либо обязательств.

В итоге первые консультации проходят даже без упоминания возможности списания части долга. Единственная уступка, на которую готов пойти Парижский клуб, - это увеличение срока обслуживания долга и незначительное уменьшение процентных платежей. По мнению некоторых западных правительств, и прежде всего Германии, являющейся держателем самой большой части российского долга, в условиях благоприятной мировой конъюнктуры Россия вполне способна обслуживать свою задолженность в полном объеме. Как заметил один из немецких финансистов, "мы и так потребляем русские газ, металлы и нефть по высоким ценам, и прощать им часть долга - для нас слишком большая роскошь".

Однако российские чиновники придерживаются иного мнения. "Без списания части долга Россия очень быстро снова окажется в дефолте, - предупреждает один из минфиновских обитателей. - При низком уровне бюджетных доходов (весь бюджет России едва превышает $20 млрд) 40-миллиардный долг Парижскому клубу просто неподъемен".

Призрачный намек Минфина направлен на частных инвесторов, ранее договорившихся с Россией о реструктуризации долга. Дефолт России им тоже невыгоден, поскольку тогда обесценятся все российские ценные бумаги. Минфиновские чиновники рассчитывают, что у западных банкиров окажется достаточно аргументов, чтобы смягчить государственных служащих своих стран. Не секрет, например, что крупнейший российский кредитор - Deutsche Bank имеет старые и крепкие связи с немецким правительством.

При этом неожиданную и крайне своевременную помощь российское правительство получило от западных братьев-славян. В прошлую субботу украинское правительство отказалось выплачивать 246 млн дойчмарок - проценты по еврооблигациям объемом 1,54 млрд марок. Таким образом, Украина оказалась в компании еще двух стран, ранее объявивших дефолт по своим облигациям, - Эквадора и Пакистана. Дефолт по еврооблигациям в финансовом сообществе считается самым неприличным, поскольку держатели этих ценных бумаг, как правило, рядовые мелкие инвесторы, интересы которых западные государства всегда рьяно защищают. Если учесть, что 50% объема займа находится в руках германских частных лиц, то немецкое правительство оказалось в очень щекотливой ситуации. С одной стороны, оно должно продемонстрировать способность защитить рядового бюргера, а с другой - своей несговорчивостью увеличивает риск будущего дефолта, на этот раз русского.

Еще по теме