Улетные выходные
"Россия, согласно недавним исследованиям, заняла первое место в мире по количеству нерабочих дней: дополнительно к традиционным субботним и воскресным выходным дням россияне смогут отдохнуть еще 40 дней, то есть выходных у нас 144 дня в году, то есть почти 40% года", - говорит эксперт по продвижению территорий, управляющий партнер ID-reel (Франция) Павел Морозов. Но эти "каникулы" зачастую бывают "рваными": подряд выходит не более 3-4 выходных дней. Есть выбор - поехать на дачу, купить тур на три дня на море, но все больше людей стремится провести это свободное время с пользой для себя и посмотреть что-то интересное в Европе. Именно они и являются клиентами запущенного полтора года назад проекта Weekends.Travel. "Наша миссия заключается в том, чтобы рассказать людям, что отлично отдыхать можно, не только выезжая на море на две недели, но и в коротких поездках в интересные города. Это вполне доступно и не так затратно, как думают многие, - рассказывает идейный вдохновитель проекта Weekends.Travel Вадим Зеленский. - Например, можно позволить себе поехать на выходные в Берлин посетить выставку или на концерт Бочелли в Верону". Причем стоимость путешествия редко превышает 500 евро на человека с учетом прямого перелета и проживания в гостинице уровня 3-4 звезды. Конечно, целевая аудитория у проекта не очень широкая: те, кто привык, что из аэропорта их забирает автобус, а большая часть персонала понимает по-русски, в такие поездки, как правило, не отправляются. Weekends.Travel в первую очередь ориентируется на тех, кто сравнительно свободно владеет иностранным языком, кого не интересуют такие традиционные компоненты турпакетов, как трансфер. Эти люди также не ждут автобусных экскурсий с русскоговорящим гидом, так как сами могут посетить все достопримечательности. Но при этом они куда более взыскательны к выбору отеля для проживания и культурной программы.
Отдых после командировки
"Мой основной опыт связан с деловым туризмом - обслуживанием командировок компаний. Я занимаюсь этим более пятнадцати лет в рамках компании Zelenski Corporate Travel Solutions, - рассказывает Вадим Зеленский. - За это время я понял, что в рабочие дни гостиницы заняты максимально, так как их бронируют командировочные, приезжающие в Европу по делам. В выходные поток снижается, и цены падают, иногда даже в несколько раз". Он признается, что сам часто путешествует, но время дорого, поэтому чаще всего приходится ездить на 3-4 дня, не более. "Через какое-то время осознаешь, что этого достаточно, чтобы отдохнуть, - говорит Вадим Зеленский. - Стало ясно, что существует ниша. Есть люди, у которых свободного времени мало, но они хотят на выходные "перезарядиться". Вместе с друзьями, с которыми Вадим Зеленский учился в бизнес-школе "Сколково", он организовал проект Weekends.Travel, стартовавший в январе 2012 г. Инвестиции на сегодняшний день составляют порядка $500 000. Пока онлайн-агентство предлагает всего четыре-пять городов на каждый уикенд. Клиенты агентства - искушенная аудитория. Они привыкли сами организовывать поездки. Например, такие люди тратят массу времени на организацию путешествия: читают отзывы о гостиницах, ловят билеты по выгодному тарифу, разрабатывают план и выискивают информацию о событиях в городе, куда планируется вояж. Эту работу ресурс Weekends.Travel и взялся сделать за туриста. "Да, весьма интересная идея. Как правило, если ты специализируешься на чем-то одном, но делаешь это лучше всех, то у тебя есть все шансы стать успешным, - рассуждает медиадиректор Tez Tour Роман Рыбаков. - Крупным игрокам это весьма интересно, и они этим занимаются, просто не выводят это направление в отдельные бизнес-подразделения, а продают weekend-туры в рамках своих дистрибьюторских моделей". "Известные туроператоры предлагают пакетные туры выходного дня, включающие в себя полный спектр услуг: визовую поддержку, трансфер, авиаперелет, проживание, питание в выбранном отеле или гостинице, - поясняет директор по развитию туркомпании "Колесо удачи" Лариса Гречко. - Бизнесмен Вадим Зеленский создал антитуристический сервис для людей, самостоятельно организовывающих свое путешествие. Но согласитесь, что это не совсем удобно для тех, кто не имеет шенгенской визы в паспорте". "Я думаю, что крупные игроки придут к данному продукту: у них появятся предложения для более требовательных клиентов, чем 4 звезды или "все включено" в Египте или в Турции. И тогда либо они сами будут развивать данное направление, либо купят Weekends.Travel или их конкурентов", - заключает Павел Морозов.
Фишка в отеле
Проработав несколько месяцев, команда Зеленского несколько изменила концепцию, так как зарабатывать исключительно на продаже туров оказалось делом достаточно сложным, по крайней мере, на первом этапе. Было решено отчасти использовать опыт бизнес-модели booking.com, то есть зарабатывать на привлечении рекламы отелей, рестораторов, авиакомпаний. Учитывая, что аудитория проекта в месяц составляет почти 200 000 человек, реклама на этом ресурсе пользуется спросом. В частности, там сейчас размещены: баннеры государственного туристического агентства Турции, Великобритании, бутиков европейской одежды и других рекламодателей. Приток новых посетителей генерируется не столько предложениями туров, сколько интересным для людей контентом, размещенным на сайте. Вадим Зеленский называет свое детище не агентством, а редакцией. Она состоит из 15 человек, создающих путеводители, неформальные описания отелей и находящих достопримечательности и культурные мероприятия, которые можно посетить в том или ином городе. Получается некий симбиоз турагентства и сайта, специализирующегося на отзывах по отелям, городам и событиям. Причем путеводители по городам и странам пишут профессиональные журналисты и писатели. Вскоре на сайте появятся блоги, где о культурных событиях Европы будут рассказывать искусствоведы, о самых интересных ресторанах, рекомендованных к посещению, - ресторанные критики. Одно из основных условий для авторов - они должны жить в тех городах и странах, о которых пишут. Так что можно будет получить достаточно объективные рецензии специалистов. Вадим Зеленский подчеркивает, что сам сайт проекта Weekends.Travel - скорее, из разряда медиа, нежели туристического бизнеса. Понимая, что при создании интересного контента для сайта тягаться с крупными туркомпаниями Weekends.Travel не в состоянии, Вадим Зеленский придумал еще одну "фишку", отличающую услуги его компании от того, что предлагают более крупные конкуренты. Его сотрудники специально ищут несетевые, нестандартные отели, которые наверняка надолго запомнятся постояльцам, в отличие от стандартного набора услуг и строго выверенного интерьера сетевиков. "Мы рекомендуем самые интересные, самые необычные отели. Это не соревнование по цене, а по тому, что поездка оставит след в памяти, - подчеркивает Вадим Зеленский. - Человек, зарабатывающий деньги, хочет от поездки не экономии, а в первую очередь эмоций". Например, в Афинах есть дизайнерский New Hotel с неповторимыми интерьерами, таких вы не встретите ни в одном другом отеле мира. "Отель, который вызывает невольную бурю любопытства. Каждый элемент имеет свою историю и занимательный дизайн", - описывает свое пребывание в гостинице один из туристов. Вот пример: в столовой потолок подпирают колонны, обшитые в хаотичном порядке кусками дерева. Получается что-то наподобие огромных стволов неправильной формы, уходящих к верхним этажам. В Берлине Weekends.Travel рекомендует посетить "Кампер Хаус", построенный компанией - производителем ботинок. "Он дизайнерский, отражает идеологию обуви "Кампер", в нем комфортно", - говорит господин Зеленский. Или Art+Hotel в Тель-Авиве, где каждый этаж был отдан для декорации отдельному дизайнеру. Не повторяется не только внешний вид каждого этажа - уникален каждый номер.
Конечно, последовав советам с сайта Weekends.Travel, каждый может спланировать поездку самостоятельно. В этом случае зачастую она выходит даже дешевле, чем через Weekends.Travel. Например, отель Dormirdcine в Мадриде с проживанием с четверга по воскресенье и с прямым перелетом Weekends.Travel предлагает за 900 евро на двоих. В то же время на booking.com этот отель на аналогичные даты (на ближайшие выходные мест уже нет) можно забронировать за чуть более чем 11 000 руб., а авиаперелет через www.anywayanyday.com обойдется примерно в 26 000 руб. Итого примерно 850 евро. Экономия не столь значительная, но если заказывать заранее, а не за пять дней до выезда, перелет может обойтись еще дешевле. Хотя люди, готовые отдать за отдых на выходных тысячу евро за двоих, вряд ли будут искать эту экономию, тем более что она не всегда есть, а уехать "буквально завтра и без заморочек" хотят многие.
Страница в соцсетях
Наибольшее количество клиентов приходит с соцсетей и по рекомендациям знакомых, признается Вадим Зеленский. Первоначально проект Weekends.Travel стартовал с нескольких поездок в неделю. Сейчас еженедельно реализуется 30-40 туров на двоих. Через год основатели портала рассчитывают увеличить эту цифру в 5-7 раз. "Сейчас мы предлагаем около 20 направлений, хотим в перспективе превысить порог в 100, включив Россию и СНГ: Киев, Тбилиси, Ереван, Казань. Эти города также интересны нашим клиентам, которые могут, например, посетить на выходных театральный фестиваль в Перми", - поясняет Вадим Зеленский. "Если посмотреть внимательно на бизнес-модель этой компании, то они не являются туроператорами как таковыми. Они просто собирают на своем сайте информацию из разных систем бронирования. То есть заказать полный пакет туроператорских услуг у них не получится, - рассуждает Роман Рыбаков. - Да, на сайте можно подобрать авиабилет и проживание в гостинице, но страховку и визу клиенту придется делать самому". По его словам, таких систем подбора туров существует уже немало, и еще много появится новых. Роман Рыбаков уверен, что дальнейшая судьба Weekends.Travel находится в руках маркетологов, то есть тех, кто будет продвигать на рынке услуги компании. "Мы смотрим на возможность привлечения стороннего финансирования. Посматриваем на рынок венчурных инвестиций", - поделился планами основатель Weekends.Travel. "Пока на российском рынке не появится реальной конкуренции среди авиаперевозчиков, пока россияне будут обязаны получать визы в большинство стран, пока в России не разовьется внутренний туризм, данное предложение будет, скорее, нишевым", - резюмирует Павел Морозов.