Top.Mail.Ru
архив

«Ультра»-продюсер

Михаил Козырев* – самый влиятельный человек в отечественном музыкальном бизнесе. Генеральный продюсер FM-станции «Наше радио» за последние два года застолбил для своей материнской компании «ЛогоВАЗ Ньюс Корпорейшн» едва ли не все важные участки поп-индустрии. На своем нынешнем посту 34-летний Козырев продолжает делать примерно то же, за что его когда-то уволили с радио «Максимум».

В середине лета 1998 года в нью-йоркском аэропорту GFK приземлился самолет авиакомпании Delta, прибывший рейсом из Москвы. В салоне бизнес-класса сидел бородач лет тридцати в бейсболке. В Америку российского безработного привела недавняя встреча с Борисом Березовским, состоявшаяся по инициативе российского олигарха. Человеку из бизнес-класса было необходимо встретиться с давним партнером Руперта Мердока, начинающего экспансию своей News Corporation в Восточную Европу. До места встречи в центре города безработный добрался на роскошном лимузине, заказанном принимающей стороной. 

В один из кабинетов небоскреба на Парк Авеню, из окна которого открывалась панорама тонувшего в сизой дымке мегаполиса, вошел человек, похожий на Марлона Брандо. «Мартин Помпадур, – представился он, протягивая руку. – Глава News Corp. Europe». «Михаил Козырев», – ответил на рукопожатие человек из Москвы. Свою должность и место работы россиянин назвать не мог. Незадолго до визита в Нью-Йорк он был уволен с поста программного директора московской радиостанции «Максимум». 

Эта встреча во многом предопределила дальнейшую профессиональную судьбу Михаила Козырева. Тогда еще не существовало ни компании Real Records, ни «Нашего радио» с музыкальным фестивалем «Нашествие», ни радио «Ультра» – ничего из того, что за последние два года создал Михаил Козырев, работая на отечественную компанию «ЛогоВАЗ Ньюс Корпорейшн».

Русское радио в Лос-Анджелесе По окончании средней школы с углубленным изучением английского языка в 1984 году медалист Михаил Козырев, сын профессионального скрипача и режиссера документального кино, поступил в Свердловский государственный медицинский институт на факультет общей терапии. Во время учебы Михаил стажировался в Англии и в США. Отучившись в институте, Козырев в 1992 году вновь отправился за океан с намерением подтвердить свой диплом и найти работу в Штатах. Но осуществить задуманное он не смог – подвели базовые науки. Тогда Козырев устроился ассистентом на кафедре русского языка и литературы Pomona College в калифорнийском Клермонте. Колледж имел собственную радиостанцию KSPC 88,7 FM, в зону вещания которой входил и Лос-Анджелес. 

Козырев, будучи большим любителем российского рока, коллекцию которого привез с родины, предложил сделать программу о российской музыке и жизни. Каждую пятницу «Музыка русских детей и бабушек» – так Михаил назвал свой первый в жизни радиопроект – появлялась на волнах студенческого радио. Тридцатиминутная поначалу программа за два года «выросла» до двухчасовой. «Все свободное время я стал проводить на радио – сводил промо-ролики, оформлял сторонние программы... И все больше отдалялся от медицины», – вспоминает Козырев. Но летом 1994 года серьезно заболел его отец, и молодой человек вернулся в Россию.

Троянский конь Как раз в это время с радиостанции «Максимум», учрежденной в 1991 году американской компанией Story First Communication, уволился программный директор. Адекватной замены Алику Каспарову, который перешел в компанию EMI, собственники станции в Москве не нашли. Кандидатом на вакантную должность стал Михаил Козырев, вспоминает Руслан Терекбаев, тогдашний гендиректор «Максимума», а ныне заместитель гендиректора по маркетингу компьютерной компании IBS. Рекомендовал Козырева его двоюродный брат Евгений Абов, который в 1994-м был вице-президентом газеты «Московские новости», ставшей одним из учредителей радиостанции. (Сейчас Абов – заместитель гендиректора холдинга «Проф-медиа».) Терекбаев оценил Козырева при первом же знакомстве. 

«Он производил впечатление целеустремленного, креативного, обладающего огромной трудоспособностью человека. Годы работы в США сделали его космополитом, что вполне устраивало нашу радиостанцию», – рассказывает Руслан Терекбаев. Решение о приеме на работу Михаила Козырева принималось коллегиально. Определяющим оказался голос американского консультанта радиостанции Берта Кляйнмана. Этот человек выполнял роль куратора «Максимума» со стороны основных акционеров. «Выяснилось, что Кляйнман из Лос-Анджелеса, где ему приходилось слышать в эфире «Музыку русских детей и бабушек», – рассказывает Михаил Козырев. Смена программного директора происходила в условиях повышенной секретности. Сам Козырев связывает это с «культурой американского профессионального общения». Он был представлен коллегам в качестве «стажера из Екатеринбурга». О том, что Козыреву предстоит работать программным директором, знало только руководство станции. Лишь после того как «новичок» был введен в курс дела, персоналу открыли правду. 

Перевоплотившись в программного директора радиостанции, занимавшей на тот момент, по данным медиаметрической компании «КОМКОН», второе место в диапазоне FM, Козырев сменил часть сотрудников, с которыми ему не удалось сработаться. С приходом Козырева рейтинг «Максимума» стабильно рос вплоть до третьего квартала 1997 года, поднявшись, согласно данным «КОМКОН», с 4% до 6,6% московской аудитории. Два других крупных конкурента росли еще быстрее. Программы «Русского радио», появившегося на свет только в 1995 году, к осени 97-го слушало уже 13,1% аудитории. «Радио на семи холмах» за этот же срок расширило свою аудиторию с 1,7% до 8%. Зато лидер начала 90-х – радиостанция «Европа Плюс» ухудшила свои показатели с 13,2% до 11,4%. По абсолютной величине аудитории только эти три радиостанции опережали в октябре 1997 года «Максимум». 

«Заслуга Михаила Козырева в том, что он четко уловил необходимость создания брэнда, – говорит Елена Конева, гендиректор компании «КОМКОН». – Своим успехом радио «Максимум» в огромной степени обязано Михаилу». Вместе с Козыревым на «Максимум» пришел огромный объем слоганов, джинглов и новых идей, говорит Руслан Терекбаев. В частности, именно Козырев придумал в качестве одного из средств продвижения марки радиостанции проводить музыкальный фестиваль «Максидром». 

Но во второй половине 1997 года рейтинг «Максимума» перестал расти. Тут у акционеров и появились претензии к программному директору. «Основной спор, который шел между владельцами и мной, касался того, куда нам двигаться дальше. Радио «Максимум» всегда было центром притяжения для людей, обладающих хорошим вкусом. Я считал, что нам нельзя отказываться от таких продвинутых исполнителей, как Бьорк, Тори Амос, Red Hot Chili Peppers. Владельцы же считали, что надо ориентироваться на массовые поп-хиты», – рассказывает Козырев. Профессиональный спор «с цифрами в руках» решился просто. В июле 1998 года Козырева уволили. «Мне даже не дали попрощаться с диджеями», – вспоминает он. Руслан Терекбаев то свое решение комментировать отказался.

Крупный выигрыш

В один день лишившись многочисленных почитателей, Козырев к тому же вдруг выяснил, что и друзей у него не так много, как казалось раньше. По воспоминаниям Козырева, в течение нескольких месяцев он не был нужен ни одному из тех людей, которые раньше добивались хотя бы минутной встречи с Михаилом. Потом выяснилось, что от этого карьерного поражения Козырев только выиграл. 

«Впоследствии я получил возможность делать бизнес большего масштаба с более серьезными людьми и, кстати, за большие деньги», – говорит он. В 1998 году к выходу на российский медиа-рынок готовился крупный международный концерн. Австралийский медиа-магнат Руперт Мердок на паритетных началах с Борисом Березовским приступил к созданию «ЛогоВАЗ Ньюс Корпорейшн». «Мы планировали создать в России группу радиокомпаний, – говорит Мартин Помпадур, президент News Corp. Europe. – Хотели также организовать бизнес по продаже радиопрограмм – то, что называется синдикейшн». Михаилу Козыреву, который в это время пытался работать с Борисом Зосимовым на телекомпании «МТВ Россия», позвонили люди Березовского. Бывшего программного директора им порекомендовала Надежда Соловьева, глава промоутерской компании «SAV Интертенмент». 

Козырев говорит, что предложение «ЛогоВАЗа» сначала у него было на втором месте, а приоритетом он считал работу на МТВ. Но, проведя там пару недель, понял, что «свой кусок творческой свободы» ему не отстоять. И тогда он попросил встречи с самим Березовским. Через два дня Борис Березовский разговаривал с ним в доме приемов «ЛогоВАЗа» у Павелецкого вокзала. Первоначально речь шла о должности программного директора радиостанции, которую только предстояло создать. 

«Я сказал, что если меня нанимают заниматься радиобизнесом, то я с удовольствием соглашусь. Только надо договориться об условиях, – вспоминает Козырев. – Если же это политический проект, то я в это не вписываюсь... А Березовский – человек чрезвычайно острого ума и при этом очень провокационный – говорит: «Подожди, стоп, стоп, стоп! Ты же понимаешь, что любое СМИ – это политика?» 

В конечном итоге взаимопонимание было достигнуто. После чего настало время подписания контракта. Именно ради этого Михаил Козырев и отправился в Нью-Йорк на встречу с Мартином Помпадуром, с которой мы начали эту историю. Встреча в Нью-Йорке тоже прошла удачно. «Из всех кандидатов, среди которых были и иностранцы, Козырев произвел на нас самое сильное впечатление», – говорит Помпадур. В результате двухдневных переговоров в Нью-Йорке был подписан многостраничный контракт, в котором оговаривались все условия. Первой структурой, созданной Козыревым под крылом «ЛогоВАЗ Ньюс Корпорейшн», стала синдикейшн-компания «Ультра Продакшн». Ее штат составили выходцы с радио «Максимум». По словам Помпадура, Козырев «удачно решал все проблемы, связанные с управлением компанией и развитием бизнеса».

Рокопопс

Следующим шагом Козырева стало создание звукозаписывающей фирмы. Михаил рекомендовал на должность гендиректора вновь созданной Real Records Алену Михайлову, которая до этого работала в концерне «Союз». Сейчас Real Records – крупнейший российский рекорд-лейбл. В декабре 1998 года «ЛогоВАЗ Ньюс Корпорейшн» обзавелась и собственной радиостанцией. На частоте 101,7 FM в эфир вышло «Наше радио». Уже через первые 12 месяцев станцию слушало 5,7% аудитории, и «Наше радио» стало пятым в рейтинге «КОМКОН». В июне 2001 года станция занимала шестое место в диапазоне FM с показателем 5,4%. Радио «Максимум», кстати, с его 4,7% не входит даже в первую десятку рейтинга. 

Новый музыкальный формат «Нашего радио» – гитарная музыка русскоязычных групп – клеймят многие звезды российского рока. Юрий Шевчук, к примеру, считает, что Козырев задавил все «славное, живое, рок-н-ролльное». Тем не менее именно после появления «Нашего радио» альбомы десятков отечественных рок-исполнителей продаются невиданными ранее тиражами. Этому в немалой степени способствовало и другое изобретение Козырева – музыкальный фестиваль «Нашествие». Кстати, Шевчук в этом фестивале, несмотря на критику в адрес «Нашего радио», участие принимает. 

«Козырев мастер концептуальных проектов, он четко видит свою аудиторию, чувствует ее кожей», – считает Елена Конева из компании «КОМКОН». 

В ноябре 2000 года в московском эфире появилась вторая радиостанция холдинга «ЛогоВАЗ Ньюс корпорейшн». Радио «Ультра» транслирует на частоте 100,5 FM жесткую альтернативную музыку иностранных исполнителей. По мнению Коневой, «Ультра» оказалась наиболее близкой по целевой аудитории к радио «Максимум» и оказала наибольшее влияние на снижение рейтинга этой радиостанции. Позиционирование «Ультры» на аудиторию от 12 до 19 лет привело к тому, что, по данным «КОМКОН», рейтинг станции стабильно рос и к июню 2001 года достиг 5,0% – это восьмой результат в диапазоне FM. Но Козыреву и этого мало. Его по-прежнему, как и во времена работы на «Максимуме», интересуют сторонние проекты. Один из самых успешных проектов «на стороне» – музыкальное продюсирование фильма «Брат-2». Именно Козырев отбирал песни для саундтрека. 

«Я думаю, наши с Мишей пути еще пересекутся», – говорит продюсер фильма глава кинокомпании СТВ Сергей Сельянов. Начиная с 1999 года сеть вещания «Нашего радио» расширилась до 130 городов. После того как в этом году «ЛогоВАЗ Ньюс Корпорейшн» приобрела питерскую радиостанцию «Модерн», имеющую лицензию на вещание в 12 городах, она вырастет еще больше. Если же учесть, что Ultra Production реализует собственные программы на 60 региональных радиостанциях, то общее количество городов, где LNC, по словам Козырева, «разминает почву» для своих радиопроектов, превысит 200. 

«Наше радио» уже вышло на самоокупаемость, «Ультра» пока ее не достигла. «Тем не менее месячный план доходов «Ультры» перевыполняется в среднем на 25 – 30%», – говорит Козырев, не называя абсолютных цифр. 

Какой проект станет для Михаила Козырева следующим? Козырев считает неправильным, что в «ЛогоВАЗ Ньюс Корпорейшн» нет промоутерской компании, которая занималась бы организацией гастролей западных артистов в России. «Концерты могут стать мощнейшим рычагом для продвижения радиостанции, – считает Козырев. – Если мы говорим нашим слушателям, что надо сходить на такой-то концерт, то они обязательно на него пойдут». У такой популярности есть и обратная сторона. Если Михаил Козырев вдруг, не дай Бог, когда-нибудь снова окажется без работы, то он потеряет гораздо больше друзей, чем после ухода с радио «Максимум».

* Признан в России иноагентом.

Еще по теме