Top.Mail.Ru
архив

В одной колее

автобизнес, КАМАЗ, МАЗ, Ростехнологии

Кто контролирует российский рынок грузовых автомобилей (%)

КамАЗ

26,1

MAN

4,6

Урал

4,7

МАЗ

10,9

Hyundai

5,8

Volvo

4,6

ГАЗ

06.03.12

Scania

5,3

Mersedes

2,5

Прочие

29,2

Источник: "Автостат" (2011 г.)

Объединение двух машиностроительных гигантов бывшего СССР выходит на финишную прямую. Россия и Белоруссия договорились. Оценки КамАЗа и Минского автомобильного завода (МАЗ) для создания совместного предприятия выросли вдвое, до $2 млрд и $1,6 млрд соответственно, сообщил глава госкорпорации "Ростехнологии" (владеет 49,9% акций КамАЗа) Сергей Чемезов, а заместитель генерального директора МАЗа по техническому развитию Дмитрий Короткевич отметил, что Минский автозавод готов к созданию альянса с российским автопроизводитем в виде холдинга "Росбелавто".

Впрочем, у экспертов взгляд на это объединение неоднозначный, а явного синергетического эффекта от объединения собеседники "Ко" не усматривают. При этом главным мотивом создания российско-белорусского холдинга большинство опрошенных аналитиков называют политический фактор.

Оценку для российской стороны проводила аудиторская компания Ernst-and-Young. Два года назад оценка КамАЗа составляла чуть больше $1 млрд. Белорусская сторона также увеличила свою оценку, до около $1,6 млрд с $800 млн в 2011 г. В качестве официальной причины подобного роста оценок обе стороны называют стремительный рост бизнеса автопроизводителей.

Госкорпорация еще зимой 2010 г. предложила объединить двух крупнейших производителей тяжелых грузовиков. Сообщалось, что холдинг "Росбелавто" может быть создан к концу 2012 г. Стороны рассматривали обмен акциями КамАЗа и МАЗа, но белорусские власти отказались от такого варианта. Еще в июне этого года президент Белоруссии Александр Лукашенко настаивал на том, что объединенный холдинг автопроизводителей будет создан только в пропорции активов 50% на 50%. Но глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов заявил, что российская сторона должна иметь 50% плюс одну акцию в холдинге КамАЗа и МАЗа, в противном случае, структура будет неуправляемой. "Руководство той корпорации, видите ли, не устраивает 50 на 50. Надо контрольный пакет акций, и дороговато Беларусь просит. Ну хорошо, если дорого, тогда не надо соглашаться", - говорил Лукашенко на встрече с президентом Башкирии Рустэмом Хамитовым. О том, что Белоруссия не торопится с приватизацией ОАО "Минский автомобильный завод", Лукашенко заявил, обращаясь с посланием к белорусскому народу и Национальному собранию в начале мая. При этом вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко озвучил оценку МАЗа, проведенную компанией Ernst-and-Young ($1,095 млрд), не устраивающую Москву. Семашко пояснил, что в предполагаемом холдинге получится 54% акций у российской стороны и 46% - у белорусской.

Если верить заявлениям госчиновников, отношения РФ и Белоруссии становятся все более дружескими. Свой первый визит в качестве президента Владимир Путин совершил именно в Белоруссию.

На прошлой неделе стало известно о том, что Сбербанк проявляет интерес к разработке калийного месторождения в Белоруссии. Об этом сообщил президент - председатель правления банка Герман Греф после встречи с Александром Лукашенко. Глава Сбербанка также подтвердил рефинансирование кредита "Беларуськалию" на $1 млрд. Не исключено, что именно это и стало причиной, побудившей белорусов пустить наших соотечественников в одну из самых прибыльных и быстроразвивающихся отраслей промышленности. По словам аналитика "Инвесткафе" Андрея Шенка, российская и белорусская экономики начинают все теснее сотрудничать, это выражается также в ситуации с КамАЗом и МАЗом, где переговоры достигли определенного прогресса. Сбербанк, вероятнее всего, станет в некотором роде финансовым центром этого сотрудничества, так как, помимо экономического аспекта, в данном случае силен и политический, и Сбербанк лучше всего подходит для этих целей, поэтому расширение присутствия на территории Белорусии весьма рационально. Впрочем, другие эксперты скептично оценивают экономические перспективы сотрудничества с белорусскими коллегами. Специалисты отмечают, что в случае новых разногласий с ценой поставок газа в Белоруссию на карту может быть поставлено будущее многих долгосрочных проектов, а условия участия в уже действующих проектах могут быть пересмотрены с подачи белорусской стороны.

Глеб Славутский, директор по развитию и маркетингу компании "Автолокатор":

"МАЗ сможет получить технологии КамАЗа, который в технологическом плане является более продвинутым партнером, нежели МАЗ. С другой стороны, КамАЗ получает производственные мощности МАЗа, что делает его более привлекательным партнером в глазах Daimler. Конечно, КамАЗу было бы выгоднее просто купить МАЗ, но на такую сделку в Минске никогда не пойдут. В целом сделка все равно выгодна обеим сторонам, так как, если будущие партнеры уладят вопросы оценочной стоимости активов, в перспективе они смогут выпускать продукцию, не конкурирующую друг с другом, и, тем самым, повысить доходность всего СП и противостоять продукции конкурентов, в первую очередь китайских производителей".


Иван Бончев, руководитель индустриальной группы по автомобилестроению "Эрнст энд янг":

"Синергетический эффект от слияния может быть достигнут. У компаний есть различные технологии, база комплектующих усиливается. Дилерская сеть становится мощнее, возрастает количество сервисных станций. Это благотворно отразится на бизнесе обеих компаний".


Михаил Лямин, аналитик Номос-банка:

"Компании не являются конкурентами, в целом дополняя друг друга. То есть теоретически их объединение может привести к расширению продуктовой линейки. А рынок сбыта у компаний один - Россия".

 

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам менеджмент":

"Смысл объединения не совсем понятен. Обе компании конкуренты, однако при их слиянии не видно очевидного синергетического эффекта, который мог бы помочь им в ведении бизнеса. Сократится стоимость закупаемого сырья, так как объем закупок возрастет, однако эффект от этой синергии весьма умеренный. Если есть желание объединиться, почему бы нет. Но выгода не очевидна".


Андрей Шенк, аналитик "Инвесткафе":

"Объединение выгодно обеим сторонам, так как в текущих условиях без объединения оба предприятия будут терять рыночные доли, в том числе, конкурируя между собой. Но, по некоторым оценкам, для МАЗа объединение более необходимо, чем для КамАЗа. Синергетический эффект для КамАЗа - это новые производственные мощности, а также дополнительные модели. Для МАЗа это в первую очередь возврат позиций на российском рынке, которые он потерял во время кризиса в Белоруссии. Также для обоих игроков это - оптимизация производственных процессов и отсутствие конкуренции на рынке Таможенного союза со стороны внутренних производителей".