GOLD 1582.40
РТС 1008.85
DJIA 21181.48
NASDAQ 7201.80
мнения

В погоне за заветной «корочкой»

Фото: Коммерсант/Легион-медиа Фото: Коммерсант/Легион-медиа

Как грамотно выбрать бизнес-школу, какие вопросы задают на собеседовании на программу MBA и как его не провалить — на эти вопросы в колонке для журнала «Компания» рассказывает руководитель направления MBA в Skillbox Екатерина Алексеева.

Как выбрать лучшую MBA-программу

Важно ответственно подойти к выбору бизнес-школы, в которой вы планируете получать диплом MBA. Существуют международные рейтинги и аккредитации. Если бизнес-школа в них входит — значит, она соответствует лучшим мировым практикам и стандартам в сфере бизнес-образования. Аккредитация «Тройной короны» (Triple Crown accreditation) — так называется статус бизнес-школы, которая получила ее сразу в трех наиболее авторитетных организациях, к которым относятся:

  • AACSB — Ассоциация по развитию университетских бизнес-школ;

  • EQUIS — Европейская система повышения качества в бизнес-образовании;

  • AMBA — Ассоциация MBA программ.

К примеру, ВШМ СПбГУ в этом году ожидает получения аккредитации АACSB и уже аккредитована системами EQUIS и AMBA, а также ICAEW (международная организация профессиональных бухгалтеров). Помимо аккредитаций, мы рекомендуем при выборе программы обратить внимание на международные рейтинги. Британская газета Financial Times каждый год создает рейтинг ста наиболее престижных программ MBA. ВШМ СПбГУ входит в него с 2013 года, а с 2019-го в рейтинге присутствует и вторая российская бизнес-школа — ИБДА РАНХиГС. Таким образом, качество обучения в этих школах высоко оценивается международным сообществом, и это весомый аргумент при выборе программы.

Второй фактор, на который следует ориентироваться, — это экспертиза преподавателей программы. Они должны иметь научно-исследовательский опыт и вместе с тем быть практикующими специалистами. У них также должен быть практический бэкграунд (корпоративный опыт, опыт в консалтинге или предпринимательстве), а также опыт работы с аудиторией топ-уровня. Ведь программа MBA — это не классическое высшее образование, а профессиональное обучение с ориентацией на практику управления бизнесом.

Зачем нужно собеседование на программу MBA и что на нем происходит

С нашей точки зрения, формирование сообщества — важнейший фактор, от которого будет зависеть обучение и его результаты. Ведь студенты учатся не только у преподавателей, но и друг у друга. В рамках обучения на программе MBA происходит множество дискуссий, групповых взаимодействий, совместная работа над кейсами. Чтобы процесс был в максимальной степени результативным, студентам необходимо находиться на одном уровне: иметь схожие цели, задачи и ценности. При этом опыт каждого студента должен быть релевантен программе. Для того чтобы обеспечить такую благоприятную для развития и нетворкинга среду, нужен конкурсный отбор.

Как правило, на MBA приходят кандидаты, которые достигли существенных вершин в карьере и бизнесе, но «уперлись в стеклянный потолок» и не могут его преодолеть. При отборе на программу мы оцениваем мотивацию к обучению и общий культурно-этический уровень студента, а также коммуникативные и лидерские навыки. При отборе оценивается не результат решения конкретного кейса, а ход рассуждений кандидата: для нас важно увидеть, что его цели и ценности соответствуют программе.

Какие тесты и вопросы будут задавать на собеседовании

Во многих школах применяются международные системы оценки — GRE, GMAT и Talent Q. Существуют три теста способностей Talent Q: числовой, вербальный и логический. Эти тесты показывают, насколько человек способен учиться, быстро анализировать информацию, делать вычисления и логические выводы. На некоторых программах при поступлении встречается тест PIF, который оценивает лидерский потенциал кандидата. Например, он используется в конкурсе «Лидеры России». На других программах применяют личностные опросники MBTI, они определяют коллективный психологический портрет будущего класса.

На собеседованиях часто можно столкнуться с моделью STAR, она оценивает, как кандидат выходил из сложных ситуаций в своем профессиональном опыте. Расшифровывается она следующим образом:

  • S (situation) — в чем заключалась ситуация?

  • T (target) — какова была цель?

  • A (action) — что делали?

  • R (result) — что получилось в результате?

Этот подход — поведенческий, он оценивает как лидерские и коммуникативные навыки кандидата, так и его соответствие той программе, на которую он собирается поступать.

Среди вопросов на собеседовании могут быть стандартные: «Почему вы хотите получить диплом MBA?» или «Чем вас привлекает наша программа?» Но также следует быть готовыми и к вопросам другого типа — например: «Есть ли нечто такое, во что никто не верит, кроме вас?», «Приведите пример конфликта с членами команды» и даже «Если бы у вас была суперсила, что бы это было?» Здесь нет цели ввести в стрессовое состояние или смутить кандидата, а прежде всего — проследить, как он анализирует, рассуждает, принимает решения и ведет коммуникацию. Чтобы успешно ответить на эти вопросы, стоит отрефлексировать личный опыт и понять свои сильные и слабые стороны, не бояться говорить о достижениях и делиться тем, чему научили вас неудачи. Не концентрируйтесь на деталях и мелких задачах, важно подчеркнуть то, что имело ключевое значение в вашей карьере.

Как подготовиться к собеседованию

Большинство кандидатов на MBA проходят тщательную подготовку перед собеседованием. Она предполагает нескольких шагов.

Во-первых, следует изучить программу, на которую собираетесь поступать, и четко решить, почему вы выбираете ее: что привлекает в содержании, чем может помочь обучение в плане карьерного роста, возможно, вам импонируют преподаватели. Это подготовит вас к ответу на вопрос, почему вы хотите учиться именно у нас. Его задают очень часто.

Во-вторых, необходимо спланировать будущее: какие перспективы вы видите перед собой и к чему стремитесь; планируете ли быть корпоративным специалистом или управленцем. Для управленца очень важно сформировать «взгляд сверху» на бизнес. К примеру, вы погружены в финансы, но хотите занимать управляющие должности — тогда вам нужно понимать, каких знаний и навыков для этого не хватает.

В-третьих, стоит поработать с консультантом по подготовке к собеседованию и спланировать свое выступление — продумать структуру, подготовить презентацию, выбрать тон речи. Не лишним будет обратиться к выпускникам конкретных MBA-программ за советом по поводу выступления, поскольку им известна специфика и требования конкретной бизнес-школы. Если собеседование проходит онлайн, обеспечьте техническую исправность и не опаздывайте.

В-четвертых, продумайте несколько примеров, которые вы могли бы привести по модели STAR. Это поможет отрефлексировать свой опыт, вы сможете взвесить плюсы и минусы своего поведения в конкретных ситуациях.

Если вы не прошли отбор на программу с первого раза — не стоит опускать руки. По итогам собеседования вы можете получить качественную обратную связь о себе и наметить зоны для развития. Когда есть какие-то барьеры для входа на программу, вероятнее всего, в дальнейшем вы попадете в среду, которая будет для вас максимально плодотворной благодаря соответствию вашим целям, задачам и ценностям.