Top.Mail.Ru
архив

Великолепная пятерка

Пожиная плоды августа-98, официальные дилеры зарубежных автомобильных компаний в минувшем году констатировали продолжающийся спад продаж новых иномарок. По оценкам Российской ассоциации автодилеров, рынок в 1999 году сократился по сравнению с предыдущим на 35%. Минувший год внес определенные изменения и в пятерку лидеров рынка. В число фаворитов, сумевших продать более 3 тыс. автомобилей, вошли Daewoo, Mitsubishi, Nissan, Toyota и Volkswagen.

Кто есть кто

Дилеры Daewoo вновь с огромным отрывом опередили всех остальных. Более того, реализовав в 1999 году свыше 15 тыс. автомобилей (на 7,5% меньше, чем в предыдущем), им удалось увеличить рыночное присутствие Daewoo почти на 10%. Иными словами, удачливые корейцы отхватили ни много ни мало треть всего российского рынка новых иномарок! Это и неудивительно: неувядающий хит последних лет - седан Nexia (63% прошлогодних продаж) обходится покупателю не дороже вазовской "десятки".

Впрочем, сравнивать достижения продавцов Daewoo с усилиями дилеров других компаний не совсем корректно: успех корейской марки ковался на просторах бывшего СССР. "Родных" Daewoo на рынке днем с огнем не сыскать: все автомобили собраны силами "УзДэу-авто" и "Донинвеста". Помимо узбекских Nexia и Tico (9532 и 711 машин) наибольшей популярностью у россиян пользовались ростовские Espero и "Кондор" (4122 и 324 автомобиля соответственно).

Итак, оставим Daewoo вне конкуренции и... общего зачета. Положа руку на сердце, окажись Daewoo Motor в положении рядового импортера, вряд ли ее показатели были бы значительно выше, чем, скажем, у земляка Hyundai, продавшего в России лишь 1280 машин.

"Японки" русским по душе

Лидерство среди импортеров захватили японцы: им принадлежат три первые позиции в рейтинге. Мощным рывком на первое место вырвалась Mitsubishi, дилерам которой удалось продать 4166 автомобилей против 2905 за год до этого. Потеряв почти 44% прошлогодних продаж, дилерам Nissan все же удалось вывести компанию на второе место (4098 машин). За ними с отрывом всего в 5 автомобилей идут продавцы Toyota.

Залогом успеха дилеров Toyota Motor вновь стал внедорожник Land Cruiser. На его долю пришлось 43,6% всех продаж. По сути "крейсеры" стали самыми продаваемыми иномарками (1785 штук). Большего числа автомобилей одной модели не реализовал ни один импортер. А вот с легковушками дело обстояло отнюдь не так хорошо. Николай Леонтьев, эксперт по оптовым продажам "Тойота-Центр-Битца": "Более или менее пристойно продавался Avensis, но рост цен после отмены "чернобыльских" и "шестимесячных" льгот свел на нет все наши усилия. Или, например, Corolla. Старая "глазастая" шла просто отлично, а за новую модель японцы запросили чуть ли не двойную цену. Продажи не пошли, и новую "Короллу" мы в этом году заказывать, скорее всего, не будем". Действительно, продажи Avensis ограничились 788 автомобилями, а общий итог по Corolla и того скромнее - 683 машины.

Бестселлером Nissan, как и годом ранее, оказалась Almera (1688 машин). Даже почти двукратное сокращение продаж не помешало этой модели стать самой популярной легковой иномаркой-99. Юрий Самойленко, глава московского представительства "Ниссан-Европа": "Год был, конечно, очень тяжелым. Общая тенденция к падению спроса на автомобили средней ценовой категории не миновала и Nissan: практически по всем моделям продажи сократились приблизительно вдвое. Несколько оживило рынок появление обновленной Primera: по сравнению со старой моделью спрос на нее вырос в два-три раза. Сравнительно неплохо обстоят дела и в верхней ценовой категории: седаны Maxima QX продавались лучше некоторых одноклассников (например, Mitsubishi Galant. - Прим. "Ко")". Итоговые показатели по Maxima (555 автомобилей) и в самом деле превышают достижения конкурентов: в минувшем году продано лишь 390 седанов Galant. Зато дилеры Mitsubishi отыгрались в D-классе, потеснив Primera (1173 автомобиля) своим бестселлером - Carisma (1477 машин).

Феноменальный успех дистрибутора Mitsubishi - компании "Рольф Холдинг", выведшей отнюдь не самого сильного японского производителя в лидеры российского автомобильного импорта, был подробно описан в №5 "Ко". Добавим лишь, что помимо уже упомянутой Carisma наиболее популярными моделями оказались Lancer и Pajero (1040 и 613 автомобилей соответственно).

Ты любишь только мой "Фольксваген"

Если в 1998 году наиболее продаваемой иномаркой была Skoda Felicia, а Ford Escort обеспечивал дилерам своей компании место в пятерке лидеров, то сегодня честь европейских автомобилестроителей отстаивают на российском рынке только Volkswagen. Потеряв по итогам минувшего года лишь 19% продаж, немцы и с 3479 реализованными автомобилями чувствуют себя весьма неплохо. Более того, оценивая результаты деятельности дилеров в 1999 году, российский представитель VW по связям с общественностью Татьяна Халявская заявила буквально следующее: "Все говорят лишь о спаде продаж Volkswagen. А между тем в прошлом году концерн существенно упрочил свои позиции на рынке легковых автомобилей. Фактически нам удалось подняться с 3,5% до 16% и выйти на третье место после Daewoo и Mitsubishi. Успех Toyota обеспечили продажи внедорожников. Изменилась и конъюнктура рынка: устойчивый спрос сохранился лишь на машины стоимостью более $20 тыс. Поэтому лучше всего продавался Passat в дорогой комплектации. Неплохо брали и Golf, а вот небольшие дешевые Polo, охотно покупавшиеся годом раньше, сегодня почти никому не нужны".

Отдавая должное успехам дилеров немецкого концерна, нельзя не отметить легкую неточность. В D-классе Passat (1201 машина) действительно сохранил свои прошлогодние позиции и среди импортируемых авто уступает лишь Mitsubishi Carisma, однако "на рынке легковых автомобилей" немцев превзошла не только Mitsubishi, но и Nissan. В остальном же все верно. За бестселлером почти вплотную следует Golf IV (1103 автомобиля). В двадцатку самых продаваемых машин попал Bora (680 штук), а число купленных Polo снизилось с 1001 автомобиля в 1998 году до 41 в 99-м.

"Продажи будут расти"

Эту фразу как заклинание повторяли все: от топ-менеджеров "Рольф Холдинга", увеличившего сбыт Mitsubishi на 43%, до главы представительства Nissan, чьи дилеры потеряли 44% продаж.

Оживления рынка ждут уже весной, когда появятся действенные схемы обхода введенного с января обязательного декларирования крупных покупок. На резкий спад продаж, вызванный этим законодательным актом, единогласно жалуются все дилеры.

Второй немаловажной предпосылкой роста называют инициативы таможенников, обещавших открыть "зеленый коридор" официальным дилерам и поприжать дилеров "серых". По логике вещей, это должно способствовать перераспределению покупательской активности в "белый" сектор рынка. Впрочем, отмену льгот для "определенных категорий лиц", автоматически вызвавшую рост цен на автомобили, называют еще одной причиной спада продаж и вполне официальные дилеры.

Наконец, третьей причиной весеннего оживления покупательской активности называют извечный политический фактор. "Рынок оживится уже после президентских выборов", - выразила общее мнение Татьяна Халявская.

Естественно, что помимо, так сказать, "объективных", то есть не связанных с конкретными инициативами дилеров, причин роста у каждого есть свои рецепты выживания. Так, Toyota, активно перенимая опыт Mitsubishi, намерена навести порядок в системе поставок. Например, в Москве традиционно работали три дилерских центра: "Отрадное", "Кунцево" и "Битца", ведущих независимую друг от друга закупочную политику. Однако, проанализировав работу своих дилеров в условиях кризиса, японцы пришли к выводу о необходимости централизованных поставок через единого дистрибутора. "Начиная с 2000 года эта роль отводится компании "Тойота-Центр-Битца", - заявил Николай Леонтьев. Опыт "Рольф Холдинга" доказывает, что централизованные закупки позволяют более гибко реагировать на рыночные колебания и соответственно приводят к оптимизации продаж.

На фоне глобальных реформ Toyota инициативы Volkswagen выглядят скромнее. В планах концерна - расширение дилерской сети и открытие нового склада запчастей в Сергиевом Посаде. Новых моделей немцы в этом году не обещают.

Чего не скажешь о японцах из Nissan. По словам Юрия Самойленко, уже в апреле в салонах официальных дилеров появится новая Almera. Рынок минивэнов пополнит Almera Tino, а выбор коммерческих автомобилей обогатится за счет Nissan Pickup.

Еще по теме