Top.Mail.Ru
архив

Вернись в Палермо

А ГДЕ МОГЛА собраться Всемирная конференция ООН по борьбе с транснациональной организованной преступностью, как не в Палермо? Это был смелый и символичный жест. Международное сообщество начинает осознавать, что глобализация открывает новые пути развития человечества, но первыми на них появятся криминальные организации, шурша колесами "феррари" и "мерседесов".

Криминал не дожидался глобализации и интернационализировался сам. "Коза ностра" перешла границы Сицилии уже в первой половине ХХ века. Но то, что произошло потом, особенно в последние 20 лет, не имеет аналогов по части интернационализации.

На очередном подписании новой и важной международной конвенции, которая позволит улучшить координацию различных государств в борьбе против целого ряда преступлений интернационального характера (организация проституции, миграции, отмывания денег), в Палермо можно было увидеть президентов, премьеров, министров юстиции, начальников полиции разных стран. Но когда я слушал их речи, мне приходила на ум апория Зенона про Ахилла и черепаху, согласно которой быстроногий Ахилл никогда не сможет догнать медлительную черепаху. С одной лишь разницей: в Палермо, в жестокой реальности нашего мира черепаха проигрывает соревнование, а Ахилл, разумеется, побеждает. Черепаха - это мы, наши государства, наша полиция, наши судьи. Потребовалось двадцать лет, чтобы так называемое международное сообщество осознало, что происходит. А теперь мы действуем с неизбежной медлительностью демократических институтов - шажок за шажком. Потребуется по меньшей мере два-три года, чтобы 40 стран (минимальное количество, необходимое для того, чтобы документ вступил в действие) ратифицировали подписи, которые представители их стран поставили в Палермо.

А за это время произойдет по крайней мере еще одна революция в коммуникационных системах. Уже сегодня на финансовых рынках планеты двигается ежедневно около 1000 миллиардов долларов. Из них, согласно достойным доверия оценкам, от 6% до 15% не подпадает ни под какой контроль. Что, в свою очередь, означает, что эти миллиарды, вероятно, имеют криминальное происхождение. Это всего лишь один пример, но увидев такие цифры, понимаешь, что нет такого законного орудия или общественного контроля, который мог бы быть эффективным. Когда потенциал коррупции и насилия переходит определенные границы, то пытаться противостоять им могут лишь герои. Которым затем суждено стать мучениками.

Почти все ораторы, выступавшие в Палермо, сказали именно это. Из 130 стран, участвовавших в конференции, с международной организованной преступностью могут бороться - но не победить - меньше половины. Остальные часто становятся более или менее пристойными агентствами криминала. Но и развитым государствам не лучше. Столь мощный транснациональный криминал может оплатить избирательные кампании даже в самых богатых и демократических странах, напугать политиков даже в крупнейших столицах развитого мира, может организовать кампании по дезинформации, направленные на разрушение репутации фирм, банков, частных или общественных институтов.

Думаете, я преувеличиваю? А чем закончилось в Америке следствие по отмыванию $15 млрд (из которых по меньшей мере $4,7 млрд принадлежали МВФ), предназначавшихся России в роковой август 1998 года, но так туда и не попавших? Кто знает, в каких западных банках осели $400 млрд (это самая осторожная оценка), незаконно экспортированных мафиозной российской олигархией за последние десять лет? И сколько пройдет времени, прежде чем правовые государства запретят своим финансовым институтам и крупным инвестиционным банкам использовать налоговый рай офф-шоров для ухода от любых налогов?

Или мы должны сделать вывод, что даже великие демократии не могут диктовать свои правила? То есть - как мы и подозревали - Ахилл уже победил черепаху?

Еще по теме