Top.Mail.Ru
финансы

Вести внешнеторговые операции становится сложнее

Фото: 123rf / Legion-Media Фото: 123rf / Legion-Media

Российско-китайский товарооборот продолжает ставить рекорды: по итогам первого полугодия он прибавил 2% и достиг $ 116,8 млрд. Впрочем, вырос только экспорт в Поднебесную, показатели импорта снижаются: их соотношение  $65,2 млрд. и $51,6 млрд соответственно. О том, как недавние санкции изменили взаимоотношения российских и китайских компаний — генеральный директор транспортно-логистической компании Holding Finance Broker Татьяна Кулябина.

Раньше торговые договоры заключались между китайской фабрикой и непосредственным получателем продукции — отечественным партнером. Во внешнеторговом контракте прописывались условия оплаты: как правило, российская сторона покупала юани для оплаты продукции, но до введения санкций также была возможность рассчитываться национальной валютой. Если речь шла о крупных сделках, то курс юаня можно было контролировать на Мосбирже, отслеживая его стоимость в онлайн-режиме. Российские компании свободно переводили средства, и те достаточно быстро доходили до китайских партнеров — в среднем, в течение 3 рабочих дней. После этого фабрика либо отгружала товар, либо начинала его производить — в зависимости от договоренности сторон. 

После введения вторичных санкций китайские банки стали принимать платежи из России в гораздо меньшем объеме. На практике это выглядело так: отечественные предприниматели продолжали переводить деньги зарубежным партнерам, но компании из Поднебесной эти средства не получали. На вопросы о том, когда поступит платеж, ответа от китайских банков не было. Например, у Holding Finance Broker были транзакции, отправленные в счет оплаты логистических услуг в Bank of China — средства в течение двух месяцев не могли зачислить на счет китайского получателя и в конце концов вернули отправителю.

Holding Finance Broker, как и многие компании, был вынужден отказаться от сотрудничества с большинством китайских банков, поскольку невозможно полноценно вести ВЭД в условиях подобной неопределенности. 

На бизнесе такая ситуация сказалась не лучшим образом: невозможно получить товар, не оплатив его — и непонятен срок получения китайской стороной средств по договору. К тому же, у отечественных предпринимателей уже заказаны места для перевозки продукции на морских судах, по железной дороге — но нет возможности оплатить их, чтобы доставить товар в Россию. 

Некоторые российские импортеры начали сотрудничество с «ВТБ Шанхай», который до недавнего времени работал очень успешно и позволял отправлять по внешнеторговым контрактам и рубли, и юани. Последние можно было закупать по выгодному курсу на  Мосбирже. Однако в конце концов проблемы коснулись и его: сначала из-за большого количества желающих новым компаниям долго не открывали счета, затем платежи из России неделями не зачислялись на счета китайских контрагентов из-за санкций.

Впрочем, вскоре ВТБ объявил, что будет отправлять транзакции в «ВТБ Шанхай» за три рабочих дня с комиссией 4% от суммы. Средства поступают на корреспондентские счета банков, но при этом проверка документов с китайской стороны ужесточилась — и для зачисления платежей на корпоративный счет компании нужно еще три рабочих дня. 

Однако среди китайских банков немногие готовы принимать денежные средства из России. Большинство из них находятся в небольших, часто приграничных городах и работают по контрактам, заключенным с российскими клиентами еще много лет назад. В открытии новых счетов они уже отказывают. 

Поэтому российские импортеры вынуждены отправлять средства, каждый раз не зная, дойдут те или нет. Все это увеличивает сроки и стоимость поставок. Планировать бизнес стало очень сложно, особенно при торговле сезонным товаром, который жестко привязан к срокам — и если он прибудет слишком поздно, то останется не востребован у покупателей.

Отказ китайских банков от сотрудничества с российскими компаниями повлек за собой увеличение сроков транзакций, что, в свою очередь, влияет на процесс отправки товаров. Для конечного потребителя это оборачивается увеличением стоимости продукции.

Ранее российские предприниматели, у которых были открыты представительства в дружественных странах — Казахстане, Кыргызстане, ОАЭ, Индии — пытались проводить транзакции через них. Но сейчас китайские банки начали устанавливать требования, согласно которым оплаченный товар должен отправляться именно в те страны, откуда поступила оплата. Если такие платежи нельзя подтвердить документально, то средства возвращаются обратно.

Ранее аналитики Альфа-банка спрогнозировали дефицит одежды и обуви в России, связанный именно с усложнением импортных операций: отечественный рынок потребительских товаров на половину формируют зарубежные поставки.