Top.Mail.Ru
архив

Винная зависимость

Российские винодельческие компании вынуждены скупать виноградники на Кубани и искать поставщиков за океаном, дистрибуторы алкоголя теряют прибыль, розничные цены того гляди пойдут вверх. А все потому, что в Молдавии – основном поставщике вина в Россию – прошлый год выдался неурожайным.

 

Молдавские виноделы переживают тяжелые времена. По данным минсельхоза республики, в 2001 году фермеры собрали на 40% меньше винограда, чем в 2000-м, – 430 тыс. тонн. Цены на виноматериалы (из них изготавливается вино) поднялись в 1,5 раза. Это не могло не сказаться на российском рынке: ведь, по данным Национальной алкогольной ассоциации (НАА), в прошлом году в нашей стране было продано молдавского вина на сумму $175 млн (это 65% от общего объема импорта), да и 60% российского вина изготавливается из молдавских виноматериалов.

 

Новость хорошая и новость плохая

Прошлый год вообще сыграл с Молдавией злую шутку. С одной стороны, в России вступила в силу вторая часть Налогового кодекса, которая обязывает российские алкогольные предприятия продавать напитки через акцизные склады. Волокита с их открытием затормозила продажи отечественных производителей. На иностранцев же эта мера не распространялась, и в результате объем продаж молдавских вин, по данным НАА, вырос на 35%.

Но при этом в Молдавии не уродился виноград. «Из-за плохих погодных условий в 2001 году урожай сократился на 30 – 40%, – говорит Владимир Наумов, директор по маркетингу компании Vinorum, производителя молдавского вина. – Красные сорта винограда подорожали на 40%. Уже осенью 2002 года это ощутит на себе и российский рынок. Впрочем, даже в неурожайный год можно было бы собрать больше, если бы агрофирмы имели возможность вкладывать деньги в уход за лозой».

Дело в том, что молдавский кризис «вызревал» не один сезон. «В некоторые годы в республике выкорчевывали до 10 тыс. га старых виноградников, а новых почти не закладывали, – рассказывает Виктор Яук, гендиректор завода «Аурвин», принадлежащего московской дистрибуторской компании «Дионис-клуб». – Дефицит винограда привел к тому, что цены на некоторые виноматериалы выросли почти в два раза».

Правда, подорожание винного сырья может оказаться временным явлением. «Площадь плодоносящих посадок сокращается не везде, – утверждает Сергей Никитин, коммерческий директор Московского межреспубликанского винодельческого завода (ММВЗ). – Наши поставщики постоянно обновляют виноградники. Нынешний рост цен на сырье во многом вызван ажиотажем вокруг состояния плантаций. Ну не может молдавский виноматериал стоить столько же, сколько аргентинский с учетом перевозки. Я уверен, что скоро цены пойдут вниз».

Как именно изменится цена на виноград, станет ясно через несколько месяцев. Пока же компании думают, как удержать цены на вино. Импортеры, скорее всего, будут вынуждены поднять их, а вот у российских производителей есть шанс сдержать рост цен и потеснить молдавских конкурентов.

 

Битва за урожай

Больше других пострадают российские компании, которые владеют заводами в Молдавии и работают исключительно на молдавском сырье, но при этом не имеют собственных виноградников.

Одной из первых на молдавский рынок пришла «Альфа-групп». В 1994 году «Альфа» создала в республике дочернюю структуру Vinorum, которая купила завод «Бардар» и параллельно стала размещать на молдавских предприятиях заказы на розлив вин под одноименной маркой. В 2001 году Vinorum произвела 720 тыс. дал вина. Правда, компания с самого момента основания предусмотрительно скупала виноградники, и сейчас у нее 300 га собственных плантаций. Однако Vinorum торгует не только своим вином, а значит, кризис не обойдет стороной и эту компанию. «Мы сохраним цены на прежнем уровне за счет снижения прибыли», – говорит Владимир Наумов, директор по маркетингу Vinorum.

Московская компания «Дионис-клуб», дистрибутор молдавских и грузинских вин, заложила в Молдавии в конце 2000 года завод «Аурвин». Под этот проект «Дионис-клуб» привлек $5 млн инвестиций. В апреле 2002 года завод произведет первую партию вина из прошлогоднего урожая. (Потом компания надеется частично перейти на собственное сырье – до конца года «Дионис» собирается потратить $350 тыс. на приобретение виноградников.)

Представители компании уже сейчас прогнозируют рост цен. «Из-за подорожания виноматериалов готовое вино в российских магазинах вырастет в цене минимум на 10%, – уверен Илья Дьяконов, директор департамента маркетинга «Дионис-клуба». – Но рост цен на наши вина ограничивается политикой других российских производителей (ММВЗ, «Детчинский завод»), которые скупают дешевые виноматериалы за рубежом и разливают из них вино в России. Поэтому рост цен на сырье частично съест маржу дистрибуторов и оптовиков». По словам Дьяконова, сейчас доход импортера колеблется в районе 10% – 20%, и компании выживают только благодаря большим объемам. «Снижение прибыльности приведет к тому, что мелкие компании покинут этот рынок», – говорит он.

Исчезнуть могут и самые дешевые сорта вин. «Рост цен на молдавские виноматериалы будет способствовать расширению сегмента дорогих вин, – считает Александр Униговский, директор по маркетингу компании «ГБ-холдинг вин». – Дешевые марки после подорожания потеряют свою привлекательность. Кроме того, маржа практически всех молдавских дистрибуторов уменьшится на 5 – 10%». Компания «ГБ-холдинг вин», входящая в пятерку крупнейших дистрибуторов молдавских вин, уже подняла цены на 3%. В 2001 году она продала 900 тыс. дал вина, произведенного заводами «Витис Хынчешть», «Басвинекс» и LOV-Produce.

 

Сырьевая зависимость

Крупнейшие российские производители вина – ММВЗ и Детчинский завод (ДЗ) также зависят от цен на молдавское сырье. ММВЗ в 2001 году импортировал 2 млн дал виноматериалов, 90% из которых – молдавские. «Большие обороты позволяют нам пока не поднимать цены на свои вина», – говорит Сергей Никитин. В прошлом году завод продал 1,9 млн дал вина.

ММВЗ хочет застраховаться от неприятностей с винным сырьем двумя способами: купить виноградники в Молдавии и расширить географию закупок виноматериалов. К Молдавии, Узбекистану и Италии добавятся Чили, Испания и Аргентина.

Ближайший конкурент ММВЗ – Детчинский завод еще в прошлом году обезопасил себя от «молдавских сюрпризов». В 2001 году компания продала 1,6 млн дал вина, только треть которого произведена из молдавского сырья. В прошлом же году компания купила две агрофирмы в Краснодарском крае. «Мы готовы к росту цен на молдавские виноматериалы, – говорит Денис Авдеев, начальник отдела маркетинга ДЗ. – Поднимать цены на вина мы не будем».

Высокие цены на виноград, по мнению Дьяконова из «Дионис-клуба», могут привести к тому, что через несколько лет доля молдавских вин на российском рынке снизится с 70% до 55%. Воспрепятствовать этому производители могут, только контролируя сырье. Что они, собственно, и пытаются делать. Если о виноградниках не заботятся сами молдаване, то жизнь заставит позаботиться о них импортеров.

 

Испытание неурожаем

Факты: рост цен на молдавские виноматериалы

Причины: сокращение плодоносящих насаждений

Победители: ММВЗ, Детчинский винзавод

Проигравшие: «Дионис-клуб», Vinorum, «ГБ-холдинг вин»

Ставка: $175 млн (по данным НАА)

Прогноз: снижение прибыли дистрибуторов, отмирание дешевых марок

Еще по теме