Top.Mail.Ru
архив

Воздушный поцелуй

Правительство Франции обнародовало планы приватизации тринадцати крупнейших компаний, среди которых концерн Renault, энергетическая монополия Electricite de France, банк Credit Lyonnais и авиакомпания Air France. Именно Air France продадут первой: это должно случиться на аукционе, который состоится в конце нынешнего – начале следующего года.

 

В ходе приватизации Air France французское правительство рассчитывает уменьшить свою долю участия в компании с 54,4% до 20%. Намерение премьер-министра Франции Жана-Пьера Раффарена продать в частные руки национальную авиакомпанию вызвало жесточайшую критику со стороны левых сил, которые имеют большое политическое влияние в стране. Лидер французского «Трудового фронта» Марк Блондель заявил, что приватизация Air France сравнима с «распродажей национального достояния». Против приватизации выступает и трудовой коллектив авиакомпании.

Тем не менее аргументы правительства выглядят очень убедительно – основной целью приватизации компании является повышение стоимости ее акций. Даже простого объявления о намерении приватизировать AirFrance было достаточно, чтобы акции авиакомпании подорожали почти на 4%.

 

Два рождения одной компании

AirFrance была организована в 1933 году. В то время гражданская авиация только начинала делать свои первые шаги. Постепенно налаживалось регулярное авиационное сообщение между крупнейшими городами Европы. На рынке работало множество мелких авиакомпаний, располагавших одним-двумя самолетами, которые обслуживались несколькими пилотами и механиками. Ни один из этих карликов не мог обеспечить надежное регулярное сообщение и высокий уровень сервиса. Поэтому руководители пяти французских компаний в 1933 году собрались в Париже и решили объединиться. Так на свет появилась AirFrance.

На первых порах главными задачами новой авиакомпании стали модернизация авиационного парка и строительство современного аэропорта. С обеими задачами AirFrance справилась успешно: в 1937 году был введен в эксплуатацию аэропорт в местечке Ле Бурже, а на авиалиниях появились более вместительные и надежные самолеты Bloche. Динамичное развитие авиаперевозчика было прервано войной, когда AirFrance попросту перестала существовать.

В 1945 году AirFrance была воссоздана, но уже в качестве государственной компании. Одним из первых послевоенных решений правительства Шарля де Голля было постановление о национализации всех авиакомпаний страны. Благодаря беспрецедентным государственным инвестициям авиапарк AirFrance постоянно пополнялся новой техникой. 1951 год стал рекордным для авиакомпании: столь мощной поддержки не имел ни один перевозчик за всю историю авиации – в течение нескольких месяцев у AirFrance появилось 37 новых самолетов.

 

«Конкорды» и аэробусы

Компания стабильно развивалась вплоть до 1960-х годов. Почти половину дохода AirFrance получала от коммерческих рейсов во французские колонии. Росли обороты, улучшался сервис. Появилось деление салонов на классы – в частности, был создан так называемый туристический класс, рассчитанный на небогатых путешественников. В конечных пунктах перелетов компания развернула сеть отелей Meridien.

Однако в начале 1960-х AirFrance столкнулась с двумя серьезными проблемами. Во-первых, получившие независимость колонии начали развивать собственные транспортные сети и отказались от услуг бывшей метрополии. Во-вторых, рынок требовал высокоскоростных и вместительных самолетов. Поэтому AirFrance пришлось тратить огромные средства на конструкторские разработки. В 1962 году французское и британское правительства подписали контракт о совместной разработке сверхзвукового самолета Concorde. Air France начала эксплуатацию нового сверхзвукового лайнера в январе 1976 года. Concorde совершал коммерческие рейсы по маршрутам Париж – Дакар – Рио-де-Жанейро и Париж – Нью-Йорк. В октябре 1992 года Concorde впервые в мире совершил кругосветный перелет, облетев вокруг планеты всего за 33 часа. Однако доверие к самолету было сильно подорвано после аварии под Парижем летом 2000 года.

Создание Concorde было не единственным международным проектом, в котором приняла участие Air France. Франция активно участвовала и в разработке европейского аэробуса.

В 1988 году на линиях авиакомпании появился аэробус А310, а с 1993 года эксплуатируется самый современный лайнер А340.

 

Война в Заливе и в Париже

Насколько успешным было участие AirFrance в самолетостроительных альянсах, настолько же бездарным был ее маркетинг. Во второй половине 80-х – начале 90-х годов в Air France

сложилась крайне неэффективная структура управления. Глава компании Бернар Аттали проводил недальновидную политику. Пытаясь увеличить конкурентоспособность компании, он вкладывал всю прибыль в закупки новой техники. Эти инвестиции делались на фоне войны в Персидском заливе. В периоды, когда напряженность международной обстановки возрастает, люди и без того начинают реже летать самолетами, а война в Заливе к тому же привела к повышению цен на топливо. В результате убытки компании увеличивались с каждым часом.

Тогда Аттали предложил сократить персонал, отменить несколько маршрутов, закрыть магазины duty free и часть гостиничной сети Air France. Французское правительство пообещало поддержать все инициативы «реформатора» и выделить 5 млрд франков.

Однако эти решения вызвали протест профсоюзов, а их в компании насчитывалось более десятка. Начались забастовки, которые практически парализовали работу компании. После нескольких дней противостояния правительство пошло на попятную, а для Аттали все закончилось почетной отставкой. Именно тогда государство впервые показало себя в качестве неэффективного собственника.

В 1993 году компанию возглавил новый менеджер Кристиан Бланк. Свою деятельность на новом посту он начал с переговоров с лидерами ведущих профсоюзов. Бланк пообещал им не проводить массовых увольнений, заявив, что займется реорганизацией компании. План реорганизации Бланк представил правительству, попросив государственную поддержку на протяжении трех лет. За это время сумма правительственных инвестиций должна была составить 20 млрд франков. В соответствии с замыслом Бланка компания была разделена на 11 самостоятельных подразделений, а количество сотрудников за три года сократилось на 5000 человек. Оставшимся урезали зарплату, предоставив взамен часть акций AirFrance. «Компания встанет на ноги, если мы позволим сотрудникам проявлять инициативу, если будем ценить вклад каждого человека», – заявил Кристиан Бланк.

 

Команда, без которой им не жить

Бланк руководил компанией четыре года, сумев за это время стабилизировать ее положение. А в конце 1990-х пришедшее к власти во Франции правоцентристское правительство задумалось о приватизации. Готовить AirFrance к переходу в частные руки правительство поручило опытному государственному чиновнику Жан-Сирилу Спинетте. 54-летний Спинетта возглавил компанию в сентябре 1997 года. Спинетта познакомился с авиацией только в 1990 году, когда стал руководителем другой французской авиакомпании AirInter (эта компания впоследствии была поглощена AirFrance).

В 1999 году в частные руки перешло почти 46% акций AirFrance. Из них 11% Спинетта отдал трудовому коллективу, добившись взамен запрета на организацию забастовок.

Однако главным достижением Спинетты стала не частичная приватизация Air France, а создание стратегического альянса с одной из самых успешных американских авиакомпаний – Delta. Впоследствии альянс был расширен: в его состав вошли также AlItalia, Aeromexiсo, KoreanAir и чешская CSA. Альянс получил название SkyTeam. В настоящее время авиакомпании альянса ежедневно совершают 8217 рейсов, перевозя в год 228 млн пассажиров.

Широкомасштабные планы альянса были нарушены событиями 11 сентября 2001 года, ввергшими мировую авиацию в кризис. Однако даже в условиях кризиса дела у Air France идут лучше, чем у ее основных конкурентов British Airways и Lufthansa, возглавляющих альянсы One World и Star Alliance соответственно.

По мере уменьшения пассажиропотоков Lufthansa отменила 43 из 372 рейсов. Второй по величине европейский перевозчик – авиакомпания British Airways также перекроила расписание. Air France же отменила всего 20 из 238 рейсов. Специалисты склонны объяснять это тем, что французы не слишком зависят от трансатлантических полетов в Северную Америку.

Сейчас AirFrance стремится во что бы то ни стало заполучить в ряды SkyTeam компании KLM, Northwest и Continental. Если это произойдет, то SkyTeam станет безусловным лидером мирового неба. Правда, на пути к лидерству альянсу придется преодолеть антимонопольное законодательство ЕС и США.

Еще по теме