Top.Mail.Ru
архив

Возвращение эпохи динозавров

КОГДА я читаю о том, что Deutsche Bank и Dresdner Bank готовятся к "слиянию" (американцы называют это merger) под покровительством одного из самых крупных акционеров и первого, и второго банка - Allianz AG из Мюнхена (эта очередная сделка века оценивается в сумму порядка $30 млрд - к слову, это больше, чем весь внутренний валовой продукт России), - у меня разом возникает множество вопросов.

Первый из них: что, черт возьми, происходит в мире? Модные экономические теории - так называемое "экономическое единомыслие" - говорят нам о том, что мы живем в эпоху решительной и окончательной победы ультралиберализма в экономике. А это означает: а) свободное передвижение капиталов, товаров и людей; б) всеобщее "разрегулирование"; в) конкуренция без пределов и границ.

Но все происходящее в последние пять лет глобализации - и тенденция становится все более очевидной - говорит о том, что по крайней мере в отношении конкуренции дела складываются не лучшим образом. Это происходит как в "новой экономике", так и в "старой": здесь нет никакой разницы. AOL покупает Time-Warner, Deutsche Bank приобретает Dresdner Bank, Mitsubishi сливается с Daimler, Vodafone поглощает Mannesmann... И так далее. В результате всех этих слияний рождаются динозавры, которые уже сегодня в состоянии проглотить одним махом целые страны средних размеров. Несколько лет назад руководитель одной из крупнейших американских компаний "новой экономики" - г-н Эббертс заявил, нисколько не заботясь о дипломатичности формулировок, что "в конце концов игра будет в руках кучки транснациональных корпораций". Под "кучкой" он подразумевал не более 5 - 6 компаний. Слова г-на Эббертса находят свое подтверждение.

Второй вопрос, который приходит мне на ум, менее тревожен. По крайней мере для меня как европейца. Нарождающийся немецкий гигант будет иметь общие капиталы на сумму $1,2 трлн, то есть, как утверждают агентства, компетентные в финансовых вопросах, "это будет второе в мире сосредоточение капиталов после UBS Ag (Союз швейцарских банков)". Таким образом, дела в нашей Европе идут не так уж плохо, особенно если учесть, что и Швейцария европейская страна. Выходит, Америка не такая уж непобедимая. Тем не менее остается еще один не дающий покоя вопрос, на который трудно найти ответ. Как получается, что евро падает, а доллар растет? Что-то не то со старушкой Европой? И ошибка ли, что евро падает, а доллар растет? Вижу, что и г-на Гринспена мучают те же вопросы. Он поднимает учетные ставки, чтобы "остудить" американскую экономику, которая, как ему кажется, "перегрета". Что будет, если она взорвется как паровоз, в котле которого не осталось ни капли воды? А что будет с нами - богатыми европейцами, у которых в достатке еды и воды, и с теми почти двумя миллиардами людей, которым не хватает ни еды, ни воды?

Третий вопрос касается конкретных живых людей, оказавшихся под пятой этих динозавров. Только в результате слияния Deutsche Bank и Dresdner Bank предусматривается закрыть от 1000 до 2000 банковских филиалов. В плане занятости это означает единовременную ликвидацию 10 000 рабочих мест. Каждый merger приводит к тому, что все больше людей пополняют собой армию безработных. "Новая экономика" похожа на ракету, устремленную в небо, но почти без экипажа на борту. "Старая экономика" повержена наземь. Опыт Америки, которая опережает всех на несколько шагов, является предупреждением нам: в то время как индекс высокотехнологичных акций стремительно растет, Dow-Jones, который выражает реальный вес умирающей традиционной экономики, снижается. Вопрос, на который сегодня никто не в состоянии дать ответ, таков: сколько еще пройдет времени, прежде чем этот разрыв перестанет расти? А если разрыв будет увеличиваться, то благодаря каким технологиям мы сможем убедить свой организм питаться "битами информации"?

Еще по теме