Top.Mail.Ru
архив

Всем строиться!

На российский рынок идут иностранные ритейлеры. Подробности о стратегии компании Metro будут озвучены в начале октября на конференции "Торговля России". Идет в Россию и немецкая REWE . Пока, правда, в Калининград. В течение ближайших двух месяцев завершатся переговоры компании "Юнилэнд" и немецкого инвестора. Если переговоры завершатся успехом, то развивать вместе с "Юнилэндом" московскую сеть из 70 - 100 дискаунтов будет группа Tengelmann.

Немецкая корысть

На деле, кроме гиганта Metro, в течение 2000 года строить свои магазины самостоятельно никто из иностранцев не начнет. К России только приcматриваются. Финансовые показатели деятельности IKEA никому не известны, и западным ритейлерам трудно даже представить себе, какой может быть чистая прибыль в России. При том, что крупные сетевые компании работают только "по-белому".

Дистрибуции в России тоже нет. Наши супермаркеты работают с огромным количеством поставщиков. В прошлом году, например, "Седьмой континент" сотрудничал более чем с 500 компаниями. В то время как западным ритейлерам весь ассортимент магазинов обеспечивают два-три универсальных дистрибутора.

"Эту проблему Spar будет обсуждать с Metro, - говорит Олег Бакун, исполнительный директор Spar в Москве. - Примеры создания совместных дистрибуционных центров (ДЦ) в мире есть. Например, в Италии".

Развитием голландской сети Spar в России занимается компания "Русмед", у которой есть готовый ДЦ площадью 8500 кв. м. Самый большой в московском регионе ДЦ у "Перекрестка". "У нас есть проект по развитию дистрибуции", - говорит начальник отдела маркетинга "Перекрестка" Андрей Харитонов. Однако проекты Spar и "Перекрестка" пока находятся в начальной стадии.

Одна из главных причин нашествия немецких сетей - возросшая конкуренция на европейском рынке. По мнению Олега Войцеховского, начальника проектно-исследовательского центра "Русского проекта" и представителя программ Европейского института торговли для России, внимание сетей к России связано с тем, что инфраструктура европейского рынка перенасыщена магазинами. Торговым мастодонтам некуда расширяться. "Статистика такова, что на два закрывающихся в метрополии магазина сегодня приходится три открывающихся в так называемых развивающихся странах". В случае проигрыша одного из крупных игроков на европейском рынке победителям достается очень "сладкий" кусок: сети, подобные Tengelmann, LIDL, ALDI объединяют более 2000 магазинов. Покупка их многократно усилит позиции компании-лидера.

"Юнилэнд" пока официально не объявил, кто станет его партнером. Неофициальная версия о том, что это Tengelmann, скорее всего, верна. "У Tengelmann сейчас не лучшее положение, - говорит Олег Войцеховский. - Компания официально заявила, что наполовину сворачивает супермаркетное направление. Пока еще не определено, какая из двух марок супермаркетов, принадлежащих Tengelmann - Kaiser`s или A&P, - будет сохранена. Однако процесс закрытия магазинов Kaiser`s или A&P в Европе уже пошел".

Видимо, поэтому в Tengelmann приняли решение сосредоточиться на дискаунтах. "Plus позиционируется как "мягкий" дискаунт. В сети продаются не 1000 - 1500 наименований, а 2500. Она прилично работает, и открываются все новые и новые магазины", - рассказывает Войцеховский.

Опт на задался

В "Юнилэнде" уже началась перестройка бизнеса. Оптовая торговля станет вспомогательным, а развитие сети дискаунтов - основным направлением деятельности компании. Подобная переоценка ценностей происходит не только под влиянием западного инвестора и не только у "Юнилэнда". Отошли от основного оптового бизнеса и создатели "Копейки". Важным направлением розница стала и для компании "Сладкая жизнь", одного из крупнейших нижегородских оптовиков.

Заниматься магазинами на данном этапе более выгодно. "И оптовики, и инвестиционные компании, связанные с торговлей, теперь хотят стать операторами розничного рынка, прикинув, что у розничной торговой точки 35% навара", - отмечает Родион Толпушов, директор консалт-бюро "Современные ресторанные и розничные технологии". К тому же оптовое направление деятельности "Юнилэнда" в Москве после кризиса загибалось.

В сети дискаунтов "Дикси", принадлежащей компании, сейчас 12 магазинов. На их базе по западным технологиям и будет строиться сеть. Инвестор станет акционером "Юнилэнда", в обмен на инвестиции немцы получат пакет 25% акций плюс одна. Хотя, поскольку переговоры еще не закончены, условия сотрудничества могут и измениться.

"Дикси" является нашим членом, - говорит генеральный директор Ассоциации независимой розничной торговли Вадим Зуйков. - Но четкой информации об их планах у нас пока нет. Проект находится на стадии рассмотрения, и документы еще не подписаны".

По мнению Родиона Толпушова, совместный проект "Юнилэнда" и Tengelmann положительно отразится на всем рынке. "Придет западный менеджмент, научит, как надо управлять большой сетью, займется стандартизацией. Это главное. А как точка будет выглядеть - зависит лишь от суммы вложенных денег".

Технологии управления действительно важнее, чем вид. Поэтому для "Юнилэнда" не так принципиально, под каким названием будет развиваться совместная с немцами сеть. Скорее всего, свою марку Tengelmann московским магазинам давать не будет. "Во всяком случае, они не будут делать это в течение первого года, - говорит Войцеховский. - Чтобы не дискредитировать брэнд, если проект провалится".

Все эксперты сходятся во мнении, что Tengelmann будет вводить в Москве концепцию Plus. Магазины этой марки уже существуют в Восточной Европе - в частности, в Польше. По мнению Олега Войцеховского, успеху концепции в Москве будет способствовать ее формат. Мягкий дискаунт легче внедрять в условиях Восточной Европы.

Прилавки-ветераны

Новый поворот

Олегу Леонову не впервой реструктурировать "Юнилэнд". Выпускник Ленинградского мединститута создал оптовую компанию в 1992 году. Годом позже он уже обзавелся контрактами с Henkel, Gillette, Colgate-Palmolive. Бизнес успешно развивался на товарных кредитах. В 1997 был подписан договор о финансовом партнерстве с "Кредитанштальт-Грант". Компания поставляла 7 тыс. наименований в 10 тыс. магазинов по всей России. После кризиса оборот упал в два раза. Леонов резко сократил штат, ассортимент, ввел новые направления - cash&carry "Мегамарт" и дискаунты "Дикси".

Обострения конкуренции от реализации проекта Tengelmann и "Юнилэнда" на рынке не ждут. "Дискаунтный сегмент не насыщен, - говорят в отделе маркетинга сети "ПродМак". - У нас сейчас девять магазинов и до конца года откроется еще пять". На московском рынке активно развиваются "Копилки", "Авоськи", "Копейки"... Tengelmann выбрал "Дикси".

Интерес к "Юнилэнду" со стороны Tengelmann объясним. Поскольку немецкая компания закрывает много супермаркетов в Европе, высвобождается большое количество торгового оборудования. Сеть "Дикси" же принципиально использует только оборудование б/у: сеть рассчитана на самых малоимущих, и компания экономит по всем параметрам. Сумма инвестиций Tengelmann в развитие сети дискаунтов в Москве составит $50 млн. Но, скорее всего, доля живых денег будет значительно меньше. "У Tengelmann огромное количество б/у оборудования, которое как-то надо реализовывать. Видимо, большую часть суммы компания заплатит железками, - считает Войцеховский. - Это удачный канал для расширения бизнеса для "Дикси" - оборудованию не больше двух лет - и реальный шанс для Tengelmann с малыми затратами посмотреть, что она может сделать в Москве".

Еще одна причина, по которой Tengelmann решил работать именно с "Дикси", - участие "Юнилэнда" в программе московского правительства. "Для иностранцев, особенно для немцев, важно взаимодействие с государственными органами", - отмечает Олег Войцеховский. Участие в правительственной программе организации "магазинов сниженных цен по обслуживанию инвалидов и участников ВОВ" означает работу с мизерной прибылью. Однако мэр гарантирует таким дискаунтам предоставление помещений по минимальной цене. Tengelmann в этом, безусловно, заинтересован: найти 70 нормальных помещений в Москве непросто.

Родион Толпушов считает, что одна из главных причин, по которой выбрана "Дикси", - прозрачность сети: "У большинства компаний ситуация очень запутанная. Магазины не являются собственностью сети. Среди акционеров и представители трудовых коллективов, и разные ООО". Продаться иностранцам или сотрудничать с ними сейчас морально готовы практически все московские сети независимо от формата. Но далеко не каждая московская торговая компания интересна европейцам. Так что в ближайшее время московские розничные операторы займутся наведением у себя порядка. Успешность переговоров "Юнилэнда" только подстегнет их активность.

Еще по теме