Top.Mail.Ru
архив

Встретимся в портале

Компании, которые имеют в своей структуре десятки филиалов, «дочек» и широкую партнерскую сеть, сталкиваются с проблемой управления информацией. Бумажное сопровождение и согласование каждой сделки сильно затягивает процесс принятия решений. Чтобы справиться с этой проблемой, компании все чаще пользуются корпоративным информационным порталом.

 

Американская корпорация Dell и российская R-Style уже не первый год работают со своими дилерами через порталы. Бизнес выглядит так: партнер заказывает необходимую ему продукцию, в зависимости от кредитной истории получает скидки, отслеживает все этапы прохождения заказа, отгрузку и доставку к месту назначения.

«Крупным компаниям объективно нужны порталы, – утверждает специалист отдела программного обеспечения IBM в России и странах СНГ Владимир Орлов. – Если между городами, где расположены филиалы, разница во времени составляет 6 – 8 часов, то управлять бизнесом очень тяжело. Работа по старинке – с факсами, документами на бумажных носителях – перегружает менеджеров. Они вынуждены тратить на поиск и обработку информации слишком много времени. Между тем в современном бизнесе специалист часто выполняет сразу множество обязанностей. Например, главный бухгалтер может выступать консультантом по инвестициям или финансовым экспертом. Ему необходим доступ к документам, которые создавались в других отделах. В условиях бумажного оборота нужная информация часто остается за пределами внимания менеджеров».

 

Как убрать бюрократию

По словам директора департамента электронного бизнеса компании TopS BI Андрея Надеина,цель создания портала состоит в том, чтобы обобщить корпоративные знания, упростить бизнес-процессы и убрать лишнюю бюрократию.

«С помощью портала мы можем «извлечь» из сотрудников знания и сделать их доступными для других менеджеров, – говорит Андрей Надеин. – После внедрения портала проявляются все недостатки в корпоративной культуре, в распределении знаний и компетенций, становятся видны «узкие» места во внутренних коммуникациях».

Менеджер по техническому консалтингу компании Oracle Глеб Ладыженский считает, что важнейшее качество портала – универсальность в обеспечении доступа к информационным ресурсам. К ним относятся общекорпоративные сервисы: календарь событий, электронная почта, новости компании и специализированные сервисы – поиск по каталогу поставщиков, доступ к аналитической информации, к системам управления ресурсами предприятия. Такая универсальность достигается за счет использования единого интерфейса пользователя.

«Портал предоставляет мне возможность доступа в базы данных предприятия, где бы я ни находился, – говорит Владимир Орлов. – В то же время этот доступ всегда персонализирован. Каждый сотрудник может попасть только в те разделы корпоративных «знаний», которые очерчены его служебными обязанностями».

Кирилл Кибалко, генеральный директор компании «Кворум» (компания продвигает на российский рынок решения PlumtreeCorporatePortal), считает, что портал полезен для предприятия, на котором работают более ста человек, и жизненно необходим, если сотрудников больше пятисот. «В любой организации, которая существует не первый год, эксплуатируется несколько информационных систем, – говорит Кирилл Кибалко. – Например, в нашей компании более десяти разных информационных систем: система ведения информационной модели разрабатываемого ПО; система календарного планирования; система оплаты счетов, учета кадров, бухгалтерская и проч. Они разрабатывались в разное время и изначально не были интегрированы друг с другом. В обычной ситуации трудно даже представить денежные и временные затраты, которых потребует интеграция. И главное – где гарантия, что за это время задача не потеряет своей актуальности? Plumtree позволяет осуществить такую интеграцию буквально за несколько недель».

 

Клиент в окне

Австрийскому банку SKWBSchoellerbank год назад пришлось создавать собственный Интернет-портал на базе программных продуктов IBMWebSphere. Об этом его попросили состоятельные клиенты, пожелавшие управлять своими активами через Интернет.

«Теперь наши клиенты могут в одном «окне» видеть интегрированную информацию о своих активах, включая текущую стоимость ценных бумаг, которыми они владеют, – рассказывает менеджер банка Вольфганг Бауер. – Клиенты сравнивают обзоры и аналитические отчеты различных инвестиционных компаний, используют возможности виртуального моделирования покупки или продажи акций. Прежде для сбора такой информации они должны были посетить более десяти сайтов».

По оценкам банка, в мире насчитывается 7,2 млн человек, владеющих состоянием более миллиона долларов. Суммарно они управляют ликвидными активами в $27 трлн, а к 2005 году их состояние увеличится еще на 30%. SKWBSchoellerbank обслуживает около 35 000 таких клиентов и надеется увеличить их количество, предоставив им современные технические условия для работы с активами.

Информационный портал BritishTelecom, построенный на Oracle9iApplicationServer, выполняет несколько функций. Во-первых, это внутренний портал компании, в котором могут работать десятки тысяч сотрудников в 40 странах мира. Он же является порталом входа для клиентов беспроводной связи, а также поддерживает различное программное обеспечение, которым могут пользоваться сотрудники, партнеры и клиенты компании.

Корпорация Boeing использует портал для электронного управления закупками. А вооруженные силы США, состоящие из различных независимых организаций, через централизованный портал ведут базу данных, электронный архив обязательных записей о всех военнослужащих, управляют совместными межведомственными проектами.

В России на OraclePortal разрабатывается несколько проектов. В их числе – информационный портал Министерства по налогам и сборам РФ, портал РАО «ЕЭС», портал для дилеров «Соник Дуо» (сеть «МегаФон» в московском регионе). Руководство МНС рассчитывает на то, что портал обеспечит сотрудникам министерства персонифицированный доступ к внутренним и внешним информационным ресурсам. Этап автоматизации самой службы уже завершен.

«Еще четыре года назад мы мучились, просчитывая ожидаемые поступления налогов на конец месяца, – говорит Михаил Мишустин, заместитель министра МНС. – Сейчас система сбора отчетности проста и позволяет делать прогнозы на пять дней вперед. Мы получаем ежедневную сводку единых поступлений по стране. Вся эта информация доставляется с использованием системы электронного документооборота Lotus Notes».

«Транснефть», приступив в 2001 году к созданию собственной информационной системы, остановила свой выбор на портале Plumtree, который позволяет менеджерам оперативно отслеживать ситуацию и мгновенно реагировать на возникающие проблемы.

 

Знайте свои бонусы

Портальные решения интересны не только крупным организациям. Андрей Надеин считает, что если в компании более 50 человек, то ей уже стоит присмотреться к подобным программам.

«Пока численность сотрудников не превышает 50 человек, всегда можно обратиться с вопросом к конкретному человеку, – говорит Надеин. – Но когда компания разрастается количественно и территориально, отсутствие сотрудника на месте может привести даже к остановке некоторых бизнес-процессов. Прежде чем появится портал, компания должна пройти несколько стадий развития. Сначала появляется интранет (внутренняя компьютерная сеть), и компания начинает вести документооборот в электронном виде. Но вся информация продолжает накапливаться в отделах. Далее в сети появляется механизм внутреннего поиска документов. А потом сотрудники привыкают к системе и хотят от нее все большего».

По словам Людмилы Голубковой, директора по развитию бизнеса сети универсамов «Патэрсон», у компании пока нет того информационного ресурса, который мог бы считаться «корпоративным порталом». Отдельно существуют Интернет-сайт для покупателей и внутренняя закрытая информационная система.

«В ноябре мы начинаем реорганизацию нашего сайта, который к концу следующего года должен стать точкой входа в информационную структуру компании, – говорит Людмила Голубкова. – 13 наших универсамов находятся в отдаленных районах Москвы, а один – в Петербурге. К концу года у нас будет около 3 000 сотрудников. «Патэрсон» планирует выходить в Московскую область и другие города России.Следить из центрального офиса за качеством обслуживания в каждом магазине, используя традиционные формы контроля и коммуникаций, уже невозможно».

Запланированные компанией изменения потребуют стыковки информационной системы с программами на контрольно-кассовых машинах, реализации CRM-системы и обеспечения высокого уровня безопасности. Людмила Голубкова рассчитывает, что после создания механизма обмена коммерческой информацией поставщики получат возможность отслеживать продажи их товаров и текущее состояние платежей. А 30 000 покупателей, имеющих дисконтные карты сети «Патэрсон», смогут отслеживать историю своих покупок через Интернет и участвовать в различных бонусных схемах.

Еще по теме