Top.Mail.Ru
архив

Вы слыхали? Это нас!

В России попасть в средний класс – большая удача. И люди тянутся изо всех сил не только чтобы на это заработать, но и чтобы обладать всеми внешними признаками среднего класса. Потому что внутренние признаки за деньги не купишь. Проблема только в том, что никто не может сформулировать, что же это такое – российский средний класс.

Если залезть в Интернет и попытаться найти все, что только можно, по ключевым словам «средний класс», то выяснится, что в России он то ли есть, то ли его нет, потому что средний класс – это стабильность, а какая ж у нас стабильность; что средний класс – это надежда и опора любого государства и одновременно – примитивные бюргеры, лавочники, которым лишь бы соблюсти стандарты потребления; что это вроде как зажравшиеся нувориши – и много и тяжело работающие интеллигентные люди; что это толковые менеджеры, или хорошие врачи, или бывшая партийная элита, или «челноки», художники, технари и гуманитарии, дорогие автослесари и вообще люди с руками и с желанием, так сказать, их не покладать. В любом случае этот непонятный средний класс – мечта рекламодателя, клиенты этих самых «челноков», докторов и автомастерских. Потому что около 62% московского среднего класса, по данным исследования, проведенного в апреле – мае этого года исследовательской компанией «КОМКОН» (в ходе него были опрошены 1 тыс. чел) ходят в рестораны, 40% пользуются Интернетом, 8,2% отдыхают на островах (а это самый дорогой отдых, который только может быть) и 80% копят деньги. На черный день, на каникулы, на образование и на покупки. И конечно, всем нам желательно, чтобы эти деньги были потрачены в России, а не за границей. А для этого нужно знать, что это за фрукт такой – наш отечественный «миддл» и чего ему от жизни надо.

«Я их» или «они меня»

 То ли психологическая конституция человека загоняет его в средний класс, то ли наоборот, попав в эту среду, новоявленный «миддл» как губка всасывает ее особенности – науке пока неизвестно. Но факт, что особенности эти довольно симпатичные. Так, «КОМКОН» в результате проведенного в апреле – мае 2001 года исследования Premier-TGI выяснила, что представители среднего класса (к нему компания относит тех, кто зарабатывает не менее $740 в месяц, а также тех, среднедушевой доход которых составляет от $350 до $2000, будь они работающими или нет) говорят о себе в активном залоге, даже если у них все плохо («я потерял работу, я лишился сбережений, я все начну сначала»), а остальные – в пассивном («они забрали мои деньги, они меня уволили»). И вот таких активных граждан, по данным «КОМКОН», в России около 4 млн, в Москве – примерно 25% (в это число входят и дети, и пенсионеры – все, чей доход не ниже $350). Заметим, что «КОМКОН» опросила более 1 тыс. человек, при этом на прямой вопрос о доходах респонденты могли не отвечать. Зато они рассказывали о том, как у них обстоит дело с собственностью (машина, квартира, дача, бытовая техника), с образованием и с планами на будущее. И вот что выяснилось. Примерно 47% этого среднего класса – мужчины, 53% – женщины (если говорить о прочем населении России, то мужчины составляют 45%, женщины – 55), их средний возраст – 35 лет (у прочих – 40 лет). 68% «миддлов» имеют семью (соответственно 60%), 86% из них работают (среди остального населения – 59%). Но самое главное отличие – то, что 73% среднего класса имеют высшее образование, тогда как среди прочих похвастаться им могут лишь 29%. Имущественные отличия следующие. Если, по оценке «КОМКОН», 26% населения страны еле-еле могут купить себе еду, 45% с трудом позволяют себе новую одежду, то у 6% среднего класса нет вообще никаких проблем (это люди, которые положительно ответили на вопрос о том, могут ли они прямо сейчас приобрести квартиру или дачу). 8% «миддлов» испытывают затруднения с покупкой бытовой техники, у 49% она есть, но не хватает на машину, 37% уже владеют машиной, но вот квартира или дача им сейчас не по карману. И хотя средний класс по сравнению с остальными живет относительно неплохо (за границу, например, ездят 30% «миддлов» и только 2% остальных), зато у них и проблем хватает. Они больше жалуются на усталость (30% против 25%) и головные боли (40% против 35%).

Люди как люди

«КОМКОН» считает, что российский средний класс по стилю жизни и потребительским характеристикам очень похож на западный. Те же ценности (семья, карьера, комфорт), те же варианты их достижения (работа, образование, дети), примерно те же способы потратить деньги. Мы задали вопрос о том, какая разница между «ними» и «нами», людям, хорошо знающим и тех и других. И мнения разделились.

Александр Романов, Европейский деловой клуб: «Мне кажется, что средний класс и у нас, и за границей – это просто нормальные люди. Ведь люди с низкими доходами постоянно вынуждены думать о том, как прокормить себя и детей, а это ненормально. Если же брать олигархов и магнатов, то они не принадлежат себе, их мозги работают только на прибыль, а это уже извращенное сознание. Так вот средний класс – это нормальные люди с нормальными доходами и потребностями. Объективно интересы среднего класса должны совпадать с интересами общества и государства в отличие от интересов люмпена и интересов олигархов. Средний класс хочет перемен к лучшему, он не хочет потрясений. Люмпен хочет потрясений, их хотят олигархи – обвалить рынок и нажиться на этом. Может быть, я утрирую, но в принципе это так. Если сравнивать вот этих нормальных людей у нас и на Западе, а не относить к среднему классу только по доходам, то в общем все совпадает. Семейные ценности, нормальное благоустройство своего быта. Отличия – они чисто человеческие. Кто-то тратит на одно, кто-то на другое, а кто-то вроде меня спускает все деньги на путешествия. Человек создает себе нормальный современный быт. В потребностях я не вижу никакой разницы. Хотя, конечно, будет разница в благосостоянии, ведь у нас средний класс действительно начинается с $500, а на Западе $500 – это нищета, утопиться и не жить».

Татьяна Малкина, обозреватель газеты «Время новостей»: «Разница прежде всего в том, что западный средний класс – это подавляющее большинство населения, и в быту он существенно скромнее, чем российский. Они никогда не тратят столько денег на шмотки, рестораны, машины и прочую чепуху. Я связываю это с тем, что у них нет социальных комплексов, а также с тем, что этот виртуальный российский средний класс владеет большим количеством незадекларированных денег. Кроме того, западный средний класс вкладывает деньги в ценные бумаги, в образование детей, в страховки и недвижимость, а наши вообще ни во что не вкладывают. Мало стимулов вкладывать, потому что неизвестно, что будет завтра, и непонятно, что с налогами. Если говорить об одежде, то у нас тоже есть разумные люди, которые считают, что должно быть дорого и скромно.

Так или иначе, но наш мифический средний класс, как и западный, любит комфорт и уют – может быть, даже сильнее, чем привычный ко всему этому западный. Отвечая на вопрос, от каких благ они не откажутся ни при каких обстоятельствах, наши «миддлы» заявили, что прежде всего от каникул (65%). Даже медицинские услуги и лекарства не кажутся им столь необходимыми (63%) – может быть, потому, что они довольно молоды. 40% ни за что не перестанут помогать родным, 42% не будут жалеть денег на обучение детей (правда, на собственное образование будут тратиться при любых обстоятельствах только 23%). И что характерно – даже если Земля сойдет с орбиты, 49% все равно будут покупать косметику, парфюмерию и предметы гигиены.

Держи фасон

 И еще наш средний класс любит пускать пыль в глаза, что очень на руку продавцам разных «престижных» товаров и услуг. По данным опроса, 40% московского среднего класса предпочитает престижные дорогие магазины, 55% готовы платить больше за товары известных фирм. ВРЕЗКА Реймонд Кларк, глава российского представительства De Beers: «Как представитель алмазного бизнеса я могу сказать, что нас очень интересует, куда люди тратят деньги, которые остаются после того, как они купят все необходимое. В России с ее населением в 140 – 150 млн человек растет класс людей, у которых появляются свободные деньги. А если посмотреть на то, какие барьеры – например, культурные – мешают покупке предметов роскоши, то мы увидим, что в России по сравнению с другими странами их мало. Русские любят роскошь, особенно если учесть, что люди пытаются раскрепоститься после 70-летнего режима – я не говорю о новых русских, я говорю о среднем классе. В чем это выражается? Например, в поведении русских за границей. У них более свободное отношение к тратам денег. Я часто удивляюсь тому, как хорошо одеваются женщины в России и как важно для них хорошо выглядеть, и я восхищаюсь тем, как они выглядят. Вкус к красивым вещам растет, и по мере роста среднего класса увеличивается и потребительский потенциал России».

Одна журналистка, окончив колледж в Лондоне и поступив в МГИМО, удивлялась тому, что московские барышни носят норку и бриллианты, но при этом ездят на метро и живут в «хрущобах». До недавних времен в самом центре Москвы работала маленькая мастерская, в которой за скромную мзду вы могли заказать оптовое количество «лейблов» с любым именем и на любом языке. Покупали эту продукцию швейные предприятия – без «лейбла» у них товар не шел. И на этом свойстве населения нагревали себе руки все кому не лень – от западных домов моды, сбывавших сюда залежалый товар под громким именем, до местных продавцов, писавших Italy на самом что ни на есть турецком ширпотребе. И продавцам, и покупателям надо было сдохнуть, но держать фасон. Времена меняются, и российские байеры сами заказывают музыку в модных домах. От специалистов модного бизнеса нам приходилось слышать, что коллекции, представленные здесь, уже ничуть не хуже коллекций «там», а цены сравнялись или почти сравнялись. И что же? Русские все равно не стали такими, как европейцы или американцы. У них очень развито понятие статуса. Точнее, они носят его свой статус на себе. И опять-таки за это им должны быть благодарны все те же модные дома, «элитарные» учебные заведения и производители «шестисотых». Причина тривиальна. На Западе человек надевает свой старый итоновский галстук, выходит из офиса в каком-нибудь Сити и едет, к примеру, домой в Челси – и с ним все понятно. А тут вы можете окончить университет, с блеском защититься – и собирать бутылки в Медведкове. А можете заседать в Думе после вагоностроительного техникума и двух ходок. И спасение тут одно – выглядеть так, чтоб никто не подумал, что это было с вами. Публике вы должны казаться лучше всех. На три штуки баксов, как говорят студенты одного «элитного» московского вуза, когда хотят похвалить наряд и антураж.

Там, где брошка, там перед

Еще год назад владельцы салонов красоты говорили, что мужчины становятся активными потребителями их услуг. Сегодня дамы, бывает, жалуются на то, что придешь в салон, а там сидит господин и маникюрша колдует над его руками. О многом говорит и тот факт, что в России появился большой выбор средств по уходу за лицом и телом. Мужским. Из автомастерской, из ресторана, из театра и кинозала, наконец, среднерусский мужчина-потребитель распространился туда, где прежде он появлялся только как бесплатное приложение к жене. И не всегда ему говорят за это «спасибо». ВРЕЗКА Галина Синельникова, пресс-атташе ГУМа : На мой взгляд, с женщинами картина намного благороднее, чем с мужчинами. Года четыре назад очень резко бросалась в глаза одежда наших женщин, особенно за границей: показ своего благосостояния был так откровенен, что на деловых встречах становилось неловко, тогда как западные дамы всегда выглядели сдержанно – дорого, но сдержанно. А русские дамы одевались немножко странно, не так, как принято в цивилизованном мире, и это бросалось в глаза. В последние годы если русские женщины и выделяются на парижских и лондонских улицах, так только своими красивыми ухоженными лицами и великолепными фигурами. Они научились одеваться правильно. В силу природной одаренности русского человека адаптация произошла за считанные годы. Мужчины в отличие от женщин стали бросаться в глаза своей удивительной холеностью, напряженным вниманием к последним тенденциям моды. Они стали завсегдатаями не только модных бутиков, но и салонов красоты. Это, конечно, неплохо само по себе, но, к сожалению, зачастую накладывает на их облик излишний глянец. И они становятся чересчур красивыми. Респектабельные мужчины на Западе не одеваются прямо с иголочки и по последним капризам моды. Они, безусловно, ухожены, но выглядят более консервативно, хотя и дорого. Они одеты… более по-мужски…

И все-таки салонов на всех не хватает.

Еще по теме