Top.Mail.Ru
политика

Выборы на Тайване могут запустить мировой кризис

Фото: Wiktor Dabkowski / Global Look Press Фото: Wiktor Dabkowski / Global Look Press

Выборы президента Тайваня, проходящие в эту субботу, держат в напряжении политиков и бизнесменов по всему миру. От исхода голосования зависит, как будут развиваться отношения в треугольнике Пекин — Тайбэй — Вашингтон. Если равновесие в нем нарушится, то и без горячего конфликта мировая экономика испытает кризис, а в случае реальной войны масштабы урона превзойдут коронавирусную пандемию, палестино-израильский и украинский конфликты. 

Трио кандидатов

Все три тайваньских кандидата в президенты имеют примерно равные шансы на победу, что создает напряжение, которое, скорее всего, не закончится и после выборов.

Проамериканская Демократическая прогрессивная партия (ДПП) на данный момент правящая — именно ее представитель Цай Инвэнь является пока еще действующим президентом. Кандидатом от ДПП выдвинут вице-президент Лай Циндэ. 

Сторонник интеграции с материком — Нацпартия (Гоминьдан). Она является главным оппонентом правящей коалиции и ее главным идейным противником. Их кандидат — Хоу Юи.

Тайваньская народная партия и ее кандидат Кэ Вэньчжэ выступают за умеренную политику, против разгорающейся конфронтации ДПП и Гоминьдана. С точки зрения Народной партии, острову не нужны «великие потрясения», которыми может сопровождаться как присоединение к материковому Китаю, так и курс на сохранение полной независимости.

Вероятность победы кандидата от ДПП аналитики расценивают как высокую: у партии широкая электоральная база и административный ресурс. Однако ее оппоненты играют на риске конфликта с Пекином в случае победы демократов. И это серьезный аргумент в пользу оппозиции. Недавняя атака на Йемен, проведенная силами возглавляемой США коалиции, повышает шансы Гоминьдана на победу. Глядя на действия Штатов, избиратели Тайваня могут не захотеть попасть в эпицентр разборок Вашингтона и Пекина.

Если правящая группа на Тайване приведет в регион войну, то плохо будет не только маленькому острову, но и всей мировой экономике. Причем больней всего кризис скажется именно на западных странах.

Полупроводниковые риски

На долю Тайбэя приходится производство 60% полупроводников в мире (и 90% самых современных из них). И, если по каким-либо причинам это производство остановится, снизятся его темпы или будет невозможен экспорт, это вызовет серьезнейшие проблемы у технологических компаний. Ближайшие конкуренты Тайваня на рынке полупроводников США и материковый Китай пока что сильно отстают по объемам производства.

«Тайвань является домом для многих компаний, занимающих практически монопольные позиции на рынке полупроводников, но о которых известно очень мало, это так называемые невидимые чемпионы. Например, AWSC и WIN Semiconductors обеспечивают более 90% мирового производства полупроводников на основе арсенида галлия, необходимых для беспроводной и оптоволоконной связи, и они являются поставщиками таких мировых техгигантов, как SpaceX, Skyworks Solutions, Broadcom и др.», — рассказала журналу «Компания» научный сотрудник Центра изучения новейшей истории Китая и его отношений с Россией ИКСА РАН Анна Волошина.

Если тайваньские предприятия будут исключены из мировых цепочек поставок, ущерб мировой экономике составит не менее $2 трлн, добавила Волошина. 

Впрочем, оценки поставок тайваньских полупроводников начали пересматриваться в сторону понижения еще до выборов. Заказы от брендов на развивающихся рынках, по слухам, уменьшились почти вдвое. Да и в целом Тайвань переживает затяжной экономический кризис. Реальная заработная плата снижается уже третий год подряд. Промышленное производство в марте 2023 года сократилось на 14,5% по сравнению с показателями годом ранее.

Bloomberg предсказывает, что блокада острова снизит ВВП Тайваня на 40%. Падение мирового ВВП в этом случае составит 5%. Если же конфликт вокруг Тайваня перерастет в военное противостояние, сокращение мирового ВВП составит 10%.

Война за Тайвань может сломать сложившуюся систему мировой торговли. Тайваньский пролив — важнейшая транспортная артерия, через которую проходит более 40% товаров в мире. Значительная часть их идет из материкового Китая, и Пекину невыгодна его блокада. И без того уже товарооборот КНР с АСЕАН в 2023 году снизился на 4,9%, а с ЕС — на 7,1%, и тенденция на снижение продолжается.

еще по теме:
Настоящий Армагеддон начнется со спецоперации на Тайване
Вот что на на самом деле станет «десятью днями, которые потрясут мир»
Вторжение на Тайвань

На грани эскалации

В ДПП понимают опасения избирателей, и в местных СМИ всячески их успокаивают. На страницах интернет-издания «Ляньхэбао» (United Daily News) утверждается, что «Вашингтон и Пекин достигли первоначального консенсуса по последующим американо-китайским отношениям» и ситуацией якобы планируется управлять совместно, — «постепенно сложилась будущая модель соуправления США и Китаем ситуацией в Тайваньском проливе».

Тем временем США приняли решение отправить неофициальную делегацию на Тайвань для встречи с избранным президентом после выборов. Это уже вызвало недовольство Пекина: МИД КНР заявил, что выборы на Тайване являются исключительно внутренним делом Китая, которое не терпит никакого внешнего вмешательства.

Кандидат от Гоминьдана Хоу Юи, сославшись на глобальную консалтинговую организацию по политическим рискам Eurasia Group, заявил, что кандидат от демократов Лай Циндэ наряду с президентом Украины Зеленским и премьер-министром Израиля Нетаньяху — «опасные друзья США». В своей агитации Гоминьдан делает упор как раз на высокий риск войны.

В ответ ДПП пугает тайваньцев перспективой стать вторым Гонконгом, где сохраняется напряженность между официальным Пекином и местной властью, выливающаяся в гражданские протесты.

Хоу Юи, в свою очередь, пообещал, что вопрос о присоединении Тайваня к КНР «не будет затронут в течение его срока полномочий». 

Сторонники Гоминьдана опасаются подтасовок на выборах со стороны ДПП. А продемократические эксперты пугают возможным вмешательством КНР. Есть также вероятность, что демократы в случае своего поражения обвинят Пекин во вмешательстве и спровоцируют политический кризис после выборов.