X5 плюс 7К
Владелец сети "Седьмой континент" Александр Занадворов решил не мучиться с низкорентабельным бизнесом ритейлера, а получать доходы в качестве владельца торговых помещений.
Фото Геннадий Гуляев
Сделка, которую планирует провести предприниматель, не очень стандартна для отечественного рынка. Собственник "Семерки" провел тендер среди крупнейших российских сетей, предложив им побороться за розничный бизнес, а недвижимость он намерен оставить себе. Занадворов - довольно известный владелец московской недвижимости, как известно, ему принадлежит, в частности, ТЦ "Охотный Ряд" рядом с Красной площадью. Он предложил ритейлерам купить операционную компанию "ОАО "Седьмой континент" и права аренды на 130 из 160 своих магазинов. 30 торговых точек выбыло из списка на продажу, так как права аренды на эти торговые точки у "Семерки" заканчиваются, а их собственник, "ЗАО "Корпорация "АНД" (контролируется семьей Гуцериевых), предпочел сдать помещения другим ритейлерам.
По информации игроков рынка, "Дикси" и "Магнит" от сделки отказались, а лучшие условия предложила X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель"). Покупатель получает права аренды магазинов "Седьмой континент" на 15 лет. По оценкам аналитиков, за это время сеть заплатит за аренду около 3-4 млрд руб. "Нельзя сказать, что сеть покупают дешево", - отмечает старший аналитик ИФК "Метрополь" Евгений Голоснов. Сейчас Александр Занадворов является стопроцентным собственником компании.
Основан "Седьмой континент" еще в 1993 г. Владимиром Груздевым. Занадворов же стал совладельцем в 2002 г., а в 2007 г., когда Груздев ушел в Госдуму, партнер выкупил его пакет, увеличив свою долю до контрольной. В 2010 г. Занадворов докупил еще 21,3% "Седьмого континента" у фонда семьи господина Груздева. И уже в прошлом году нынешний владелец сети скупал ее акции на открытом рынке, доведя долю до 96,25%. Остальное приобреталось путем принудительного выкупа бумаг у миноритариев, не пожелавших расставаться с долей в "Семерке". По всей видимости, это стремление к консолидации пакета было связано с тем, что Занадворов решил перепродавать сеть. В декабре 2010 г. Александр Занадворов купил примерно за 5-7 млрд руб. 100% сети "Мосмарт" и ее недвижимость. Скорее всего, эти деньги он еще не "отбил".
"Семерка" - одна старейших сетей в России, но не самая успешная. Компания не являлась лидером ни по росту, ни по рентабельности. Например, выручка с квадратного метра магазинов X5 примерно в 2,4 раза выше, чем у "Семерки". Рентабельность "Седьмого континента" по чистой прибыли в 2011 г. составляла всего около 0,6%.
Согласно рейтингам 2012 г., сеть занимала восьмое место в списке крупнейших ритейлеров с оборотом 60 млрд руб. Но в этом же году она стала лидером по скандалам с просроченными продуктами. В конце 2012 г. управление Роспотребнадзора рапортовало, что "предприятие торговли ОАО "Седьмой континент" лидировало по количеству обращений граждан, сообщивших о нарушениях в сфере торговли и обслуживания".
Те же самые просроченные продукты свидетельствовали о проблемах управления в компании. "В сети несколько раз проходили какие-то невнятные смены команды, которые не меняли ситуации", - констатирует Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group Inc. Были и стратегические ошибки: если другие розничные компании развивали различные форматы (дискаунтеры, магазины для среднего класса и премиум-сегмент) под разными брендами, то "Семерка" - под одним. "Седьмой континент" сделал свои магазины разными и просто запутался в форматах. И теперь потребитель уже не понимает, что же такое магазины сети, и предпочитает по возможности ходить в другие торговые точки, - рассуждает Галина Ящук, директор по маркетингу сети "Азбука вкуса". - Если часть магазинов сделать дешевыми, а часть дорогими - это ошибка, и она дает о себе знать в долгосрочной перспективе".
После сообщений о том, что покупателем "Семерки" станет X5 Retail Group, акции последней на бирже не выросли в цене, как это обычно бывает при поглощениях, а, напротив, упали. Сделка может оказаться не такой уж выгодной для компании. Дело в том, что X5 в этом году утратила лидерство, уступив первое место "Магниту", и теперь стремится расти как можно быстрее. Между тем на интеграцию новых магазинов потребуется много времени и средств. Инвесторов же беспокоит невысокая рентабельность X5, на которой сделка не скажется положительно, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Преимуществом сделки можно считать то, что плату за "Седьмой континент" нужно вносить не единоразово, а в течение 15 лет, что не потребует каких-либо займов и будет, вероятно, покрываться из средств текущей деятельности компании.
Однако сделка с "Седьмым континентом" не выведет X5 Retail Group на первую строчку списка крупнейших ритейлеров этого года. "Даже с учетом планируемой сделки по итогам текущего года чистая выручка X5 Retail Group не превысит 545 млрд руб. (при условии, что продажи магазинов "Седьмой континент" будут консолидированы с 1 октября 2013 г., а сами магазины не закроются в 2013 г.). Фактически сделка с "Седьмым континентом" может позволить X5 Retail Group выполнить план по росту выручки в 2013 г. на уровне 11%, - комментирует генеральный директор "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров. - Без учета сделки темпы роста сети составят порядка 8%, а чистая выручка в 2013 г. - около 530 млрд руб. При темпах роста выручки сети "Магнит" на уровне 30% в 2013 г. эта компания сохранит завоеванное по итогам I квартала лидерство с выручкой более 580 млрд руб.".
Евгений Голоснов, старший аналитик ИФК "Метрополь":
"Седьмой континент" не закрывал своих магазинов, возможно, сеть нормально функционирует, просто владелец видит растущую конкуренцию на рынке и решил вложить деньги в какой-либо другой бизнес. Однако для X5 это приобретение может оказаться не таким уж выгодным. Дело в том, что темпы роста X5 снизились: 7-9%, в то же время другие компании, например "Дикси", растут на 22% в год. Покупка "Седьмого континента" увеличит оборот компании. Но и рентабельность X5 не очень высока, и сделка не приведет к ее росту. Напротив, в период интеграции новой сети X5 ждут расходы и сложности. Операционные проблемы X5 никуда не исчезнут. Поэтому инвесторы так насторожены в отношении этой сделки".
Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group Inc.:
"Ко мне обращалась группа инвесторов с предложением выкупить "Седьмой континент", привести сеть в порядок и впоследствии перепродать ее, однако я посчитал, что восстановление нормальной работы сети может обойтись слишком дорого и сделка будет убыточной. Иногда бывает проще закрыть старое и на его месте создать новое, чем отремонтировать. Сетью надо было заниматься, а владельцы "Седьмого континента" этого просто не делали. Я не исключаю, что реальная стоимость сети может быть и отрицательной".
Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент":
"Консолидация операционного бизнеса "Седьмого континента" (по условным расчетам, выручка 130 магазинов сети в 2012 г. оценивается в 51 млрд руб.) позволит даже без учета положительного влияния синергии увеличить общие площади X5 более чем на 20%, совокупные продажи группы - на 10%, а полноценная интеграция, полагаю, даст еще более значительный результат. В том числе, это позволит частично сократить нарастающее отставание от "Магнита". Но главное, это отличная возможность серьезно усилить позиции на столичном рынке, где "Семерка" остается одним из ведущих операторов и может похвастаться весьма выгодной локализацией большей части объектов. В итоге X5 практически удвоит количество торговых объектов в наиболее маржинальном сегменте супермаркетов и получит мощный позитивный эффект масштаба и возможность расширения маржинальности, что хорошо отразится на итоговых показателях рентабельности. Стоит обратить внимание на то, что эффективность супермаркетов X5 в части выручки с кв. м существенно выше, чем у "Седьмого континента" (продажи с кв. м у X5 примерно в 2,4 раза выше), что формирует дополнительный значительный потенциал роста продаж при сохранении высокой маржи".