Top.Mail.Ru
архив

«Я не связываю перемены в компании с моей личностью»

Поддержка акционеров в последнее время становится едва ли не главным козырем страховщиков. Инвестиции АФК «Система» и немецкого холдинга Allianz – основных акционеров одного из лидеров российского страхового рынка РОСНО – позволили компании вывести на рынок страхования жизни свою «дочку», принять участие в пенсионной реформе и управлять активами. О планах страховщика по развитию бизнеса рассказывает генеральный директор РОСНО Леонид Меламед.

 

– Недавно РОСНО создало компанию по страхованию жизни. Какую долю рынка долгосрочного страхования жизни вы намерены получить?

– К 2010 году – не менее 10% этого рынка.

– Какой объем инвестиций в развитие страхования жизни необходим для того, чтобы осуществить эти планы?

– В ближайшие три года нам потребуется несколько десятков миллионов долларов.

– И когда окупятся инвестиции?

– Не раньше, чем через десять лет. Соответственно тогда страхование жизни начнет приносить прибыль. В следующем году мы намерены продавать страхование жизни на сумму премии порядка $3 млн, через год – порядка $10 млн. 

– Насколько ваше мнение об объеме инвестиций для развития страхования жизни совпадает с мнением акционеров РОСНО?

– Полностью совпадает. Без их согласия ни одна программа не может быть реализована, к тому же в дальнейшем нам потребуются дополнительные инвестиции.

– Когда осенью прошлого года вы заняли пост генерального директора компании, то заявляли, что выходить на международные биржевые площадки пока  не имеет смысла. Недавно было объявлено, что к 2007 году РОСНО планирует провести первичное размещение акций (IPO) на международных фондовых рынках. Почему изменилось ваше отношение к публичности?

– Во-первых, проведение IPO – это перспектива 2007 – 2010 годов. Так что с точки зрения нашего представления о компании, ничего не поменялось.

Во-вторых, очень много будет зависеть от конъюнктуры финансовых рынков. В настоящее время мы готовим компанию к IPO. Но эти подготовительные процессы необходимы, даже если РОСНО не станет публичной компанией. Наша политика направлена на повышение прозрачности, качества и предсказуемости деятельности во всех областях нашего бизнеса.

Так что компания уже в следующем году будет готова к первичному размещению акций. А пойдем ли мы на IPO или нет, станет зависеть от желания наших акционеров, конъюнктуры фондового рынка и многих других обстоятельств.

– Будет ли «дочка» РОСНО – управляющая компания «Альянс-Росно Управление активами» участвовать в пенсионной реформе?

– Формально – да, но ее действия будут пока довольно пассивными. В настоящее время, учитывая незаинтересованность большинства граждан в услугах негосударственных управляющих компаний как участников пенсионной программы, мы не испытываем особых надежд, связанных с этим рынком.

– Как вы относитесь к возможному участию страховщиков в пенсионной реформе? В последнее время на рынке часто обсуждают перспективы работы страховых компаний в системе обязательного пенсионного страхования.

– Я считаю, что страховщикам это не нужно. Для этих целей существуют НПФ. А страховые компании могут продавать полисы добровольного пенсионного страхования. Собственно поэтому я не вижу предмета для конкуренции негосударственных пенсионных фондов и страховщиков.

Однако для того, чтобы граждане начали добровольно копить деньги на старость, государству прежде всего необходимо создать им необходимые условия. Например, ввести соответствующие налоговые льготы на взносы, отчисляемые на добровольное долгосрочное накопительное страхование.

– За два года пенсионной реформы всего около 3% граждан перевели свои пенсионные накопления частным управляющим компаниям или пенсионным фондам. А вырос ли спрос на добровольное пенсионное страхование?

– В настоящее время граждане практически не интересуются этим видом страхования.  Впрочем, как только будут введены налоговые льготы, спрос на полисы добровольного пенсионного страхования начнет расти.

– Осенью этого года РОСНО вернуло себе страховую компанию «Лидер», ранее принадлежащую РАО «ЕЭС России». Каковы ваши долгосрочные планы по отношению к этому страховщику?

– У нас по отношению к «Лидеру» существуют только краткосрочные планы. В этой компании нет ничего такого, что могло бы приносить ей долгосрочную прибыль: на рынке «Лидера» не знают, а население не испытывает к этой компании доверия.

Так что первоочередная задача, стоящая в настоящее время перед страховщиком, – довести до конца «энергетический» портфель договоров страхования рисков РАО «ЕЭС» (их действие закончится летом 2005 года), а также рассчитаться с нами по задолженности. А затем мы подумаем, оставить ли компанию в рамках холдинга или продать ее еще раз.

– Но без рисков такого клиента, как энергомонополия, рыночная стоимость «Лидера» упадет...

– Да, сам по себе этот страховщик ничего не представляет – как только «Лидер» утратит «энергетический» портфель договоров, он потеряет и свою стоимость. Для РАО «ЕЭС» эта компания была скорее не страховщиком, а инструментом, позволяющим оптимизировать расходы на страхование.

Мы купили «Лидера», поскольку РОСНО является одним из его крупнейших перестраховщиков. Кроме того, так нам будет проще контролировать ситуацию с дебиторской задолженностью бывшего кэптивного страховщика РАО перед нашей компанией.

– Какой объем инвестиций в развитие бизнеса необходим, чтобы создать новую страховую компанию с узнаваемым брэндом и конкурентоспособными продуктами?

– С суммой меньшей, чем $200 млн, я бы даже не думал начинать операции по страхованию «не-жизни» с целью иметь через пять лет хотя бы 5% страхового рынка.

– Как вы оцениваете результаты первых полутора лет действия Закона об обязательном автостраховании?

– В целом положительно. Несколько миллионов автовладельцев уже получили выплаты. Улучшилась ситуация на дорогах – сотрудники ГИБДД стали более тщательно готовить документы, оформляющиеся в момент наступления дорожно-транспортного происшествия, более ответственно выявляют виновных.

– Между тем автолюбители жалуются на проволочки с выплатами...

– В страховании всегда существует определенного рода бюрократия. В обязательной автогражданке случаев проволочек не больше, чем в других видах страхования, причем в любой стране мира.

Однако вероятность злоупотреблений со стороны страховщиков все же существует, особенно – в обязательных видах страхования. К сожалению, такие случаи будут появляться всегда.

– В первом полугодии 2004 года РОСНО заняло только 8-е место по сборам ОСАГО. Почему?

– В области обязательного автострахования РОСНО намеренно выбрало консервативную стратегию – по результатам на рынке других видов реального страхования компания находится в первой тройке лидеров. Дело в том, что, если заниматься страхованием всех машин без разбора, то такой страховщик довольно быстро окажется на грани разорения: с нашей точки зрения, тарифы, рассчитанные Минфином, несбалансированны.

К примеру, РОСНО в начале года активно привлекало владельцев дорогих иномарок, мощность двигателя которых более 100 л.с. Таким клиентам мы предлагали за символический $1 «расширить» страховое покрытие – с «законных» 400 000 руб. до 1 млн руб. Такая «селекция» позволяет нам работать с теми группами автомобилистов, для которых, по нашему мнению, установлены справедливые тарифы.

 

Еще по теме