Top.Mail.Ru
архив

Куда уходят лидеры

История с банкротством ЮКОСа может получить неожиданное для руководства «Газпрома» продолжение. Защитные действия со стороны акционеров обремененной долгами компании и назначение главы «Роснефти» Сергея Богданчикова гендиректором созданной «Газпромнефти» грозят отставкой топ-менеджменту основного претендента на активы ЮКОСа.

Акционеры ЮКОСа на внеочередном собрании, назначенном на 20 декабря, намереваются рассмотреть вопрос о ликвидации компании или ее банкротстве. Для порядка они собираются обсудить программу антикризисных мероприятий, однако вряд ли преуспеют в этом начинании. Сейчас сумма налоговых претензий к ЮКОСу и его основной добывающей «дочке» – «Юганскнефтегазу» превышает $14 млрд, из которых погашено «всего» $3,5 млрд. Вдобавок счета и активы нефтяной компании арестованы, и чиновники намереваются отобрать у нее лицензии на добычу.

Банкротство ЮКОСа представляется почти решенным делом, и, возможно, для компании оно является не худшим вариантом развития событий. Основные кредиторы ЮКОСа, среди которых крупнейшим является владелец контрольного пакета компании – Group Menatep – получают возможность контролировать процедуру банкротства и начинают претендовать на «Юганскнефтегаз» вместе с «Газпромнефтью». Возникает вопрос: почему владельцы ЮКОСа лишь сейчас решили использовать этот путь для сохранения своих активов?

Наиболее логичный ответ подсказывает изобилие взаимоисключающих сигналов по поводу банкротства ЮКОСа, которые до сих пор поступают из компании. Благодаря упорной агентурной работе менеджмент и акционеры ЮКОСа могли расколоться на две полярные группы: готовых до последнего защищать активы компании «непримиримых», и «коллаборационистов», склонных к сотрудничеству с «агрессором». Однако последние события вокруг «Газпромнефти» перенесли линию раскола в сам «Газпром».

До сих пор власть в газовом монополисте безраздельно принадлежала команде Алексея Миллера, успешно завершившей «зачистку» старых вяхиревских кадров и распоряжающейся финансовыми потоками от продажи газа. Теперь же внутри «Газпрома» появляется новый центр прибыли: «Газпромнефть» имеет все шансы превратиться в крупнейшую в России нефтедобывающую компанию, обладающую активами «Роснефти», «Зарубежнефти» и «Юганскнефтегаза». Причем контролировать нефтяные потоки будет Сергей Богданчиков, уже написавший президенту письмо о необходимости сохранить в ходе слияния с «Газпромом» необходимые атрибуты самостоятельности «Роснефти»: ее структуру управления, брэнд и присутствие большинства представителей государства в совете директоров.

Взаимные подковерные укусы в перспективе приведут к потере управляемости и без того не самой эффективной монопольной структуры. Неизбежные корпоративные скандалы способны инициировать отставку членов команды Миллера. Так что сказанные полмесяца назад слова главы «Газпрома» о том, что его компания заинтересована в стабильной работе ЮКОСа и не претендует на его активы, вовсе не являются парадоксальными. После того как газо-нефтяная компания действительно превратилась в покупателя, отпущенное на игру время резко сократилось. В условиях цейтнота акционеры ЮКОСа активизировались – это подтверждает их иск против российского правительства за невыполнение Россией условий Энергетической хартии, которая защищает права инвесторов.