Top.Mail.Ru
рынки

«Яндекс» и VK нацелились на роль операторов рекламы в Рунете

Фото: VK Фото: VK

В сентябре в России должна заработать система тотального учета интернет-рекламы. Интернет-площадки, заказчики рекламы и обслуживающие их агентства должны будут передавать данные обо всех кампаниях в Рунете в Роскомнадзор. Операторами рекламных данных, по словам источников, планируют стать «Яндекс» и VK. Они готовы быть посредниками между участниками рекламного рынка и РКН.

О системе учета

Поправки, о которых идет речь, планируется внести в закон «О рекламе». Их в мае прошлого года предложил депутат от фракции ЛДПР Сергей Жигарев. Летом того же года эти поправки были приняты. Согласно им, сведения обо всей размещаемой в Сети рекламе будут заноситься в специальную базу. Ответственным за создание и функционирование новой системы предлагали сделать Роскомнадзор.

Согласно документу, в РКН надо будет передавать данные о заказчике рекламной кампании, а также о форме и способах распространения информации. Передаваться должны и данные об объемах и распределении показов рекламы.

Помимо этого, РКН будут уведомлять о деталях договора, заключенного между рекламодателем и распространителем (в частности, сообщать ведомству цены и сроки исполнения кампании). Служба будет осведомлена о стоимости одного показа рекламы и параметрах целевой аудитории.

Роскомнадзор оперативно поддержал предложенную депутатом ЛДПР идею. В ведомстве посчитали, что новые правила помогут создать прозрачные и справедливые отношения между участниками рынка рекламы в Сети. Правда, бизнес и агентства указывали на недостатки проекта: в частности, на то, что отследить все рекламные кампании, которые малый и средний бизнес запускают в Рунете в огромном количестве, невозможно.

Изначально ожидалось, что участники рынка смогут передавать все данные в РКН напрямую, однако в июне были приняты новые поправки, согласно которым такое взаимодействие возможно только через посредника. Им и станет оператор рекламных данных.

Кто метит на роль оператора?

По словам источников РБК на медиарынке, несколько крупных компаний уже изъявили желание стать операторами рекламных данных. В первую очередь на эту роль претендуют «Яндекс» и VK. В самих компаниях эти данные подтвердили. Например, в «Яндексе» сказали, что таким образом хотят помочь своим клиентам и партнерам в исполнении закона.

«Яндекс» и VK — одни из главных распространителей рекламы в Рунете. Так, в прошлом году от размещения рекламы «Яндекс» выручил свыше 166 миллиардов рублей, а VK — около 49 миллиардов. На долю этих компаний приходится как минимум две трети всех бюджетов на интернет-рекламу в стране. Также они одни из крупнейших российских заказчиков рекламы.

Помимо этих компаний, заняться учетом рекламных данных в Сети готовы МТС и «Вымпелком» (бренд «Билайн»), говорят источники. В последней компании эти данные не стали комментировать. В МТС, в свою очередь, сказали, что структуру оператора включат в список претендентов на получение нового статуса.

Эти компании также входят в число крупнейших рекламодателей в РФ. В прошлом году МТС, по данным AdIndex, вложил в рекламу около 7,3 миллиарда рублей, из которых более трех миллиардов пришлись на интернет-рекламу. «Вымпелком» потратил несколько меньше — в сумме 5,7 миллиарда рублей. При этом на рекламу в Сети из них ушло 3,6 миллиарда.

Еще два претендента на новый статус — онлайн-ритейлер Ozon и платформа AmberData. Последней ранее полностью владела Национальная медиа группа. Сейчас доля холдинга в компании составляет 50%.

В AmberData заявили, что уже создали отдельное юрлицо для оператора рекламных данных. В Национальной медиа группе об этом пока не заявляли. Тем не менее ее партнер по проекту Константин Леонович подтвердил, что компания работает над собственным оператором.

Кто может стать оператором?

Согласно поправкам, количество операторов рекламных данных в Сети ограничено не будет. Однако желающему занять эту позицию необходимо соблюсти несколько условий. Во-первых, это должно быть российское юрлицо. Его уставный капитал не может быть ниже 200 миллионов рублей.

При этом с будущим оператором должны быть готовы работать крупные распространители рекламы (их совокупный доход от данных услуг должен превышать 2,5 миллиарда рублей). Компании необходимо подтвердить это документально.

Что касается стоимости услуг оператора, то никаких рекомендаций и указаний по этому поводу в поправках нет. «Вымпелком», по словам источников издания, хочет брать за услуги учета 1% от суммы первичного акта выполненных работ между распространителем и заказчиком рекламы.

Часть операторов, по крайней мере, поначалу, готовы вообще не брать денег за свои услуги. К примеру, «Яндекс» для текущих партнеров планирует сделать услугу маркировки бесплатной на период до шести месяцев. Какой будет стоимость услуг после тестового периода, пока не сообщается.

Еще по теме