«Яндекс.Такси» доехало до Мозамбика и Намибии
«Яндекс» продолжает наращивать свое международное присутствие. Компания запустила сервис онлайн-заказа такси под брендом Yango в столице Мозамбика Мапуту и столице Намибии Виндхуке. Приложение позволяет вызвать такси на местные адреса, водители уже начали отзываться заказы. Пока что вызвать можно только машины эконом-класса, оплата принимается исключительно наличными.
Информация об этих странах появилась на официальном сайте Yango. В Instagram (компания-владелец Meta признана в России экстремистской и запрещена) также присутствуют отдельные аккаунты для Намибии и Мозамбика. Публикации на странице первого начали появляться 28 января 2023 года, во втором — еще 8 ноября 2022 года.
Покорение нового континента
«Яндекс.Такси» давно проявляет интерес к рынку Африки. Обсуждение запуска сервисов российской IT-компании на континенте началось еще в мае 2018 года.
«Мы действительно готовы к сотрудничеству, нам крайне интересен рынок Африки. Мы общались на полях ПМЭФ с достаточно большим количеством представителей африканских стран и видим, что в целом сервисы цифровой экономики и, в частности, сервисы заказа такси могут быть востребованы на континенте», — отмечал тогда директор «Яндекс.Такси» по взаимодействию с госорганами Антон Петраков.
В том же году появился бренд Yango (сокращенно от Yandex Go), который вскоре начал работать в тестовом режиме в Абиджане, главном мегаполисе Кот-дʼИвуара с населением свыше пяти миллионов человек. Основными конкурентами агрегатора выступали общественный транспорт и так называемые поездки «от бордюра». Так, африканский континент стал первым, где Yango начал свою работу.
Сегодня география сервиса значительно расширилась. Он работает более чем в 17 странах, включая Азербайджан, Финляндию, Израиль и Норвегию. В сентябре прошлого года Yango также тестировался в Дубае (ОАЭ).
Помимо такси, Yango также предлагает услуги доставки товаров. Международный аналог российской «Яндекс.Доставки» называется Yango Delivery. По данным за 2022 года сервис был доступен в шести странах: Перу, Чили, Мексике, ЮАР, Турции и Израиле.
Раскол экосистемы
В прошлом году «Яндекс», как и многие российские компании, столкнулся с беспрецедентными трудностями. В первые дни спецоперации акции компании потеряли порядка 50% своей стоимости, что стало самым масштабным падением за все время обращения бумаг на Московской бирже (с 2014 года).
Ухудшение геополитических отношений на фоне российско-украинского конфликта и множественные санкции в отношении РФ со стороны Запада привели к заморозке ряда международных сервисов «Яндекса». Компания была вынуждена свернуть работу сервисов экспресс-доставки продуктов в Париже и Лондоне и приостановить работу своего подразделения по развитию беспилотников в США. Отношения с «Яндексом» разорвали многие иностранные партнеры и инвесторы, включая Grubhub и американский поисковик DuckDuckGo. После событий февраля 2022-го о намерении ускорить продажу и сократить присутствие в совете директоров заявили в Uber.
«Здоровье» компании также подрывалось и изнутри. После начала СВО многие сотрудники «Яндекса», в том числе топ-менеджеры, начали увольняться. Среди них генеральный директор «Яндекса» в России Елена Бунина, руководитель геосервисов Роман Чернин, глава бизнес-группы поиска Андрей Стыскин, руководитель сервиса «Яндекс.Кью» Тоня Самсонова. Компанию также покинул бывший руководитель «Яндекс.Лавки» Илья Красильщик, который на тот момент продолжал числиться в штате. Глава финтеха «Яндекса» Антон Забанных покинул территорию страны. В конце года о своем полном уходе из группы объявил сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож.
Стремясь сохранить отношения с иностранными партнерами, руководство IT-компании приняло решение о разделении бизнеса на две части: российскую и международную. Об этом компания официально заявила 25 ноября 2022 года. Подобная сделка позволит решить проблемы с развитием новых технологий «Яндекса» за рубежом и продажей их на мировых рынках, отмечают аналитики. При этом российский бизнес сможет продолжать работать в РФ, соблюдая местные законы.
Учитывая тот факт, что сегодня сегмент такси и доставки товаров являются самыми активным зарубежными подразделениями «Яндекса», не исключено, что в ходе реструктуризации будет сформирован отдельный блок активов под брендом Yango.