Top.Mail.Ru
рынки

«Запрос на рост социальной ответственности у бизнеса — не от хорошей жизни»

Фото: «Компания» Фото: «Компания»

Уход иностранных компаний из РФ и перекрытый доступ к зарубежным технологиям и рынкам вынудил некоторые российские компании пересмотреть свои ESG-программы. При этом отказываться от них совсем бизнес не собирается, заявил социолог и основатель центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов 20 апреля на бизнес-встрече клуба журнала «Компания». По его словам, в России тема социальной ответственности бизнеса получила особое внимание из-за «слабого муниципалитета», чьих доходов зачастую не хватает для удовлетворения потребностей жителей. 

В стратегии ESG наиболее востребованными стали социальные вопросы, при этом экология и управленческие методы сдвинулись на второй план, отметил гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров, участвовавший в бизнес-встрече. Среди социальных вопросов самыми важными для респондентов оказались:

  • качественное образование;

  • достойные работа и зарплата;

  • устойчивость местных сообществ.

Участвовавшие в обсуждении эксперты единодушны в том, что сегодняшняя ситуация — это хорошее окно возможностей для улучшения социальной репутации бизнеса. Фирсов отметил, что «многие моменты прошлого были забыты», а сейчас у российского общества «сформировался синдром, что мы все в одной лодке».

«Отношение общества к крупному бизнесу с точки зрения социального развития пришло в движение. Нельзя сказать, что стереотипы преодолены, но показатель сместился к 50/50, хотя ранее преобладал негативный тренд», — отметил Фирсов.

ESG (Environmental, Social and Corporate Governance) — три основных принципа для устойчивого развития компании: забота об экологии (E), социальная ответственность (S) и эффективное корпоративное управление (G).

Центр «Платформа» в конце 2022-го — начале 2023 года провел опрос среди порядка 30 компаний по теме ESG. Бизнес утверждает, что не свернул ни одной крупной программы, но в некоторых пришлось сдвинуть сроки реализации по техническим причинам. Так поступил, в частности, «Норникель». По словам президента компании Владимира Потанина, реализация проекта по утилизации серы на медном заводе, скорее всего, будет сдвинута на два года из-за проблем с оборудованием.

Крупный бизнес не стал уменьшать объем инвестиций, но растянул их по времени, пояснил Фирсов. Компании объясняют это не экономией, а теми же техническими причинами: из-за проблем с логистикой по всему миру удлинились сроки доставки необходимой техники. При этом некоторые отрасли, включая угольную, начали ускорять процесс реализации программ, «потому что если не сделать сейчас, то дальше завершить проекты будет сложнее», отметил Фирсов.

Принцип «хорошего соседа»

Между тем ожидать от отечественного бизнеса социальной ответственности — это российское явление. «На Западе никто от бизнеса ничего не ждет — он просто работает по принципу “хорошего соседа”», — заметил Фирсов. Он считает, что подобная разница в подходе возникла из-за «слабого муниципалитета» и распределения налогов, которое далеко не всегда в пользу местных сообществ. Оттого муниципалитеты, раздав все налоговые доходы региону или федеральному бюджету, просят помощи у бизнеса. «Запрос на рост социальной ответственности у компаний — это не от хорошей жизни. Мне кажется, это все из-за перекоса финансового баланса в стране в верхние уровни этажей власти», — объяснил Фирсов.

На текущий момент 25% жителей индустриальных регионов России ждут, что бизнес станет реальным социальным игроком, свидетельствуют данные центра «Платформа». При этом Фирсов считает, что это избыточное давление на бизнес. В качестве примера он привел Москву, власти которой в существенной социальной помощи бизнеса не нуждаются. «Вот к этому нужно стремиться. Нужна граница, чтобы бизнес не подменял власть, муниципалитеты и другие структуры в социальной помощи», — заключил основатель «Платформы».

Это первая встреча бизнес-клуба журнала «Компания». Участниками дискуссий становятся бизнесмены, политики и топ-менеджеры крупных российский компаний.