Top.Mail.Ru
архив

Заячья охота

НА МИНУВШЕЙ неделе министр путей сообщения Николай Аксененко объявил о намерении МПС увеличить в августе этого года грузовые тарифы на 26,1%. В начале осени, по его словам, будут повышены и пассажирские тарифы на дальних маршрутах. МПС не скрывает также желания отказаться в ближайшее время от бесплатной перевозки льготных категорий пассажиров. По мнению МПС, льготники должны оплачивать проезд по полным тарифам, а потом получать компенсацию из местных бюджетов.

МПС вынуждено будет пойти на столь непопулярные меры, поскольку субъекты РФ не выполняют своих обязательств по дотированию убыточных пригородных перевозок. Согласно существующему законодательству губернаторы обязаны в полной мере возмещать затраты на эксплуатацию электропоездов в их регионах, в реальности же две трети расходов сегодня берет на себя МПС. В 1999 году убытки МПС на пригородных маршрутах составили 9,7 млрд руб., и лишь 34% из них были компенсированы за счет местных бюджетов. Некоторые регионы возмещают и того меньше: Московская область компенсировала 0,8% затрат, Марий Эл - 7,3%, Краснодарский край - 9,2%. Довести же стоимость проезда на электропоездах до себестоимости, по словам Николая Аксененко, невозможно, поскольку пассажиры электричек - люди с невысокими доходами - не в состоянии будут платить за проезд.

В будущем министерство намерено вообще избавиться от пригородных маршрутов. Для этого МПС предложило создать в регионах "муниципальные компании пригородных перевозок".

Пути для решения проблемы убыточных электричек есть. Например, после установки турникетов на семи московских вокзалах железной дороге удалось более чем вдвое сократить количество "зайцев" и во столько же раз увеличить выручку от продажи билетов.

Еще по теме