Top.Mail.Ru
архив

Здоровый образ жизни для малого бизнеса

26.09.201400:00

 «Может, пойдем кофейку попьем?» Обычно с этой фразой офисные работники уходят на перерыв и следующие десять-пятнадцать, а то и двадцать минут отдыхают от трудов возле кофемашины. Однако Сергей и его супруга Ари Полищук с небывалой для российских стартапов прытью сдвигают кофе с пьедестала. Проект JuiceLove настоятельно предлагает заменить кофе-брейки соко-брейками. И речь идет о дорогих свежевыжатых соках. 

На возможный аргумент «кофе бодрит» основатели JuiceLove уже придумали контраргументы, причем к каждому из своих рецептов. Есть соки для бодрости, есть для стимулирования мозговой активности, есть для укрепления иммунитета — и все сплошь натуральное, без консервантов и сторонних добавок. Несмотря на юность проекта — компания LoveJuice появилась лишь в 2014 г. — Сергей и Ари, кажется, сумели успешно вписаться в популярный нынче тренд здорового образа жизни. В увлекательном процессе стартапа ребятам предстоит выяснить, насколько же все-таки представители отечественного среднего класса готовы к потреблению действительно полезного продукта.

Ну а началось все с личного увлечения Ари Полищук рецептами свежевыжатых соков и смузи.

Бизнес «по капле»

Ари — активная сторонница здорового образа жизни, блогер, стилист. У нее множество друзей и подписчиков, с удовольствием знакомящихся с рецептами соков и в целом разделяющих ее жизненную позицию. На Instagram Ари Полищук подписаны уже свыше шести тысяч человек, и с каждым днем это число растет. Офлайновые друзья с еще большим удовольствием пробуют новые соки и смузи, а затем пишут восхищенные отзывы. Посты с рецептами расходятся по социальным сетям: так «»по капле«» формируется интерес к продукту — совершенно стихийно и непреднамеренно. А еще у Ари есть супруг Сергей. Он фотограф и оператор и часто работает на разных крупных мероприятиях.

Как-то раз Сергей решил помочь супруге в ее начинаниях и договорился с организаторами одного из мероприятий о том, что доставит туда свежевыжатые соки. «Мы привезли на дегустацию наш сок организаторам одного из самых крутых фуд-маркетов в нашем городе, — вспоминает Сергей. — Я очень волновался, поскольку это был первый раз. Но после тестирования первой бутылочки со вкусом яблока—лимона-имбиря я понял, что сок все распробовали и всем нравится. Через день нам подтвердили участие».

«Зайти на мероприятия при личных связях — дело несложное, — комментирует режиссер-постановщик массовых мероприятий Юлия Козеева. — Если речь идет о том, чтобы поставить столик/холодильник/стойку с некой интересной продукцией и продавать ее гостям, то заказчики, как правило, соглашаются. От них это не требует дополнительных затрат, а для участников становится неким дополнительным развлечением. Сложнее заставить заказчика купить продукт для мероприятия». У Сергея вывод соков супруги на мероприятия прошел успешно.

На стадии перехода от домашних рецептов к производству помогали многочисленные друзья. Кто-то придумал дизайн, один из постоянных клиентов Сергея предложил бартер: с Сергея — фотосессии, с компании — небольшое помещение для выпуска соков. «Все на договорной основе, но бесплатно, — рассказывает Сергей. — Мы вложили только несколько сотен тысяч рублей в профессиональное оборудование и зарплату персонала». Дело потихоньку пошло, а летом 2014 г. случилась встреча, после которой стартап JuiceLove начал развиваться с космической скоростью.

Для хипстеров с любовью «Мы стали сотрудничать с LifePay — это компания, предлагающая удобный и быстрый способ приема платежей. Надо просто подключить к своему смартфону специальное устройство, программу к нему, и можно пользоваться банковской карточкой, — поясняет Сергей Полищук. — А потом мы познакомились с автором этого проекта Вячеславом Семенчуком, который, как вскоре выяснилось, активно инвестирует в интересные стартапы».

Себя Вячеслав Семенчук называет «стартап-хирургом». «Я вскрываю проект, убираю из него все лишнее и вредное, и проект успешно живет своей жизнью«», — поясняет он. В JuiceLove предприниматель вложил около 1 млн руб., став владельцем 30% проекта. А еще он предложил новые каналы сбыта.

«Миллион мы потратили на покупку холодильников, которые будем устанавливать в офисах, салонах красоты и фитнес-центрах, — рассказывает Вячеслав Семенчук. — Другие каналы сбыта мы тоже рассматриваем, но это первоочередные. Так как у меня огромное количество друзей в сфере IT, свежевыжатые соки первым делом попадут в офисы крупных IT-компаний».

План «завоевания мира» таков: JuiceLove устанавливает в офисе (фитнес-центре, салоне красоты) холодильник с соками бесплатно. Руководство компании-клиента обязуется выкупать в день не менее пяти бутылок (400 мл, по 199 руб. каждая). Терминала для оплаты пока нет. «У каждого холодильника стоит банка, куда честные покупатели сами положат деньги, — поясняет Сергей Полищук. — В некотором смысле это рекламная кампания: «Честный сок для честных людей. С любовью».

В околоспортивных заведениях к идее сотрудничества относятся в целом благосклонно, но с осторожностью. «Целевая аудитория проекта JuiceLove и танцевальных студий/фитнес-центров будет совпадать, наши клиенты, как правило, предпочитают здоровый образ жизни, — размышляет владелица сети танцевальных студий «Ниагара» Алла Марченко. — Но, во-первых, нужны твердые гарантии того, что компания сможет отслеживать свежесть своей продукции (администраторам точно не до проверок дат изготовления на бутылках!), а во-вторых, JuiceLove имеет смысл выбирать заведения с очень большой проходимостью — свыше ста человек в день. И конечно, надо каким-то образом рекламировать свой продукт на месте. Все-таки люди ходят к нам не за вкусными и полезными напитками, а за физическими нагрузками».

Целевая аудитория JuiceLove — люди с достатком средним и выше среднего в возрасте от 25 до 40 лет. Отдельное внимание создатели проекта уделяют хипстерской тусовке. Сок не только полезен и абсолютно натурален, но и упакован в симпатичные бутылочки с необычной сургучной крышкой. На данный момент компания продала около 3000 бутылочек с соком. По приблизительным оценкам, сейчас ее месячный оборот составляет около полумиллиона рублей. В ближайший год капитализацию JuiceLove планируется увеличить до 10 млн руб.

Влиться в серьезный бизнес

Создатели проекта JuiceLove пока по преимуществу продвигают свой бренд в соцсетях, рассчитывая на эффект «сарафанного радио». Но в планах — участие в различных фестивалях, например «Стартап Афиша», и в любых массовых мероприятиях со схожей целевой аудиторией. «Разумеется, сотрудничество с подобным продуктом было бы интересно молодежным фестивалям, так как в данном случае целевая аудитория полностью совпадает, — рассуждает PR-директор фестиваля Frame Up Оксана Редькина. — Однако здесь важен формат партнерства, необходимо понимать, что именно будет интересно для продукта и может ли обеспечить этот интерес тот или иной фестиваль. Что касается фестиваля Frame Up, то нужно осознавать, что это мероприятие, как и многие другие (особенно в осенне—зимний период), проводится на закрытой концертной площадке, которая, как правило, открыта исключительно для коммерческого размещения. Я бы посоветовала в первую очередь обратить внимание на городские маркеты еды, столь популярные в настоящее время, или на уличные фестивали, где, так или иначе, присутствуют еда и напитки».

Следующая ступенька — выход в ритейл. Про сроки и сети, с которыми ведутся переговоры, создатели проекта JuiceLove пока не говорят, но в свои перспективы свято верят. «Сейчас в сегменте натуральных соков большое предложение, — прокомментировали планы JuiceLove в пресс-службе «Азбуки вкуса» (в магазинах сети продаются, например, соки FitFresh и собственный бренд «Просто азбука». — Прим. «Ко»). — С точки зрения перспектив без серьезных вложений в продвижение будет сложно реализовать проект в рознице».

Финансовые аналитики, оценивая семейный проект JuiceLove, почти оптимистичны в своих прогнозах. «Если верить информации, то инвестор у компании появился совсем недавно, во второй половине августа, и информация об обороте компании в 500 000 руб. ежемесячно поступила по результатам предыдущих месяцев, то есть до инвестирования. Инвестор может ожидать прибыль через полтора года в размере 15—20%, — анализирует эксперт в области финансовой аналитики и руководитель подразделения по разработке автоматизированных торговых систем Grand Capital Михаил Новик. — Продажа скоропортящихся (без консервантов) и экологически чистых продуктов не принесет больших дивидендов, так как продукт не получит массового спроса. Тем не менее начинающие инвесторы могут смело инвестировать небольшие суммы — до 8 млн руб. — с ожидаемой доходностью до 20% годовых».

«Я бы советовал супругам Полищук пересмотреть стратегию развития и пересчитать капитализацию компании за 2015 г., — резюмирует партнер группы компаний vvCube Даниил Кириков. — При правильном маркетинге цифра может достигать не менее 30—50 млн руб. После этого проект действительно заинтересует инвесторов, и риски будут оправданны. Наглядный пример — Европа, где есть сотни действующих производителей сока, и каждый из них, так или иначе, находит своего клиента».