«Зеленые» облигации как курс на устойчивое развитие
К концу весны столичные власти планируют запустить торги ценными бумагами эконаправленности. По мнению экспертов, мегаполис обладает хорошей кредитной историей, поэтому спрос будет высоким, даже несмотря на то, что рынок подобных облигаций в нашей стране пока на низком старте. Российская столица фактически открывает сегмент ESG-проектов (от Environmental, Social и Governance) широкому кругу эмитентов и доказывает, что имидж можно капитализировать. Развитие сети общественного транспорта, в том числе закупка электробусов, в Москве будет финансироваться за счет «зеленых» облигаций.
Пионер на рынке облигаций среди субъектов РФ
Сейчас власти формируют пул потенциальных инвестпроектов, которые должны быть верифицированы как «зеленые», на сумму около 90 млрд рублей. К концу весны, по словам вице-мэра по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимира Ефимова, на бирже планируют разместить облигации, средства от которых пойдут на снижение отрицательного воздействия на окружающую среду, сохранение природных ресурсов, повышение энергоэффективности.
Как отмечает Владимир Ефимов, приостановить важные для города инфраструктурные проекты было бы дороже, чем привлечь заемный капитал.
Столичная программа заимствований на 2021 год ориентирована на привлечение до 396 млрд рублей. Сумма будет корректироваться с учетом наполняемости бюджета на этапе выхода из коронакризиса.
Сама Москва в последний раз привлекала заемное финансирование в 2013 году, выпустив облигаций на 6,85 млрд рублей.
Город может эмитировать шесть видов облигаций: с постоянным, фиксированным или переменным купонным доходом, а также с амортизацией или без амортизации долга. Дюрация бондов может варьироваться от 1 года до 30 лет.
В России Москва будет первым городом среди эмитентов некорпоративного сектора, — отмечает Артем Лютик, управляющий директор ИК «Универ Капитал».
Так как рынок фактически не развит, ориентиром при принятии инвестиционного решения становится качество заемщика.
«Нет никаких сомнений, что спрос на облигации Москвы будет очень сильным. Мало того, что Москва — это высококлассный заемщик, так она еще и скромно представлена на рынке облигаций, так как давно (с 2013 года) не выходила на первичный рынок», — говорит Евгений Жорнист, портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал».
Дополнительным аргументом для частных инвесторов ассистент кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова Кава Ходжа называет низкую доходность банковских вкладов. Однако основными покупателями, по его словам, выступят крупные банки и инвестиционные фонды — как российские, так и зарубежные, которые в рамках стратегии устойчивого развития внедряют принципы ESG.
«Зеленая» облигация, как и обычная, представляет собой ценную бумагу, которая фиксирует право своего держателя на получение процентного дохода в течение срока действия облигации и на возврат ее номинальной стоимости в срок ее погашения. Существенным отличием «зеленой» облигации от обычной является ее целевое назначение, направленное на сохранение природных ресурсов и повышение их эффективности, а также на борьбу с отрицательными экстерналиями, воздействующими на окружающую среду. Иными словами, бумага оценивается не только по уровню доходности, но и по степени влияния на экологию.
Ассистент кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова Кава Ходжа
Инвесторов стимулируют господдержкой
В портфелях глобальных ESG-фондов — бумаги стоимостью в триллионы долларов. Они готовы покупать green bonds с меньшей доходностью, в результате чего стоимость таких заимствований для эмитента ниже, чем по «незеленым» облигациям.
«Хотя некоторые наши банки и инвесткомпании стараются следовать мировым практикам и принимают собственные стратегии ESG-развития, все-таки есть некоторые сомнения относительно наличия в нашей стране значительной базы внутренних инвесторов, готовых покупать бонды на миллиарды рублей по пониженным ставкам только потому, что эти облигации «зеленые», — считает аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Ковалев. — Поэтому, по-видимому, при размещении таких бондов эмитент будет ориентироваться в той или иной мере на господдержку».
В мае 2019 года российское правительство утвердило механизм поддержки спроса на такие инвестинструменты: предполагается, что эмитенты смогут получить до 90% компенсации на выплату купонного дохода для инвестпроектов по внедрению наилучших доступных технологий, если в них используется российское оборудование. Для остальных субсидия составит 70% затрат.
В рамках российского законодательства эмитент, размещающий «зеленые» облигации, может получить субсидию, компенсирующую часть ставки купона. Это регулируется Постановлением Правительства № 541. Речь в постановлении идет об организациях, реализующих инвестиционные проекты по внедрению наилучших технологий. Москва, безусловно, не является организацией и, не вдаваясь в дальнейшие требования, по формальному признаку вряд ли может претендовать на субсидирование. Однако, может быть, это послужит стимулом для изменения законодательства, ведь по следам Москвы могут пойти и другие субъекты, которые могли бы реализовывать экологические, социальные проекты и экономить на процентных расходах, особенно учитывая, что пока (до внесения изменений в постановление, которое позволяет теперь субсидировать проценты по кредитам) компании не очень активно пользовались этим механизмом. Сейчас Москва ведет переговоры с Московской биржей о возможности включения ценных бумаг субъектов в сектор устойчивого развития. Может быть, после этого появятся возможности обсуждать льготы, которые предоставляются «зеленым» облигациям.
Елена Анисимова, старший директор — руководитель группы региональных рейтингов АКРА
Вице-мэр Владимир Ефимов озвучил условия выпуска облигаций: заимствования будут производиться несколькими траншами по 30–40 млрд рублей.
По мнению старшего директора — руководителя группы региональных рейтингов АКРА Елены Анисимовой, заявленный объем ниже, чем теоретически Москва может тратить на экологические проекты.
«Озвученный в прессе объем 80–90 миллиардов рублей в течение двух лет — это менее половины капитальных вложений Москвы в транспорт за один только прошлый год. А ведь кроме строительства метро и развития электротранспорта потенциально «зеленых» проектов много, например, переработка мусора, внедрение энергоэффективных технологий, улучшение качества воды», — приводит примеры Елена Анисимова.
У экспертов не вызывает сомнения, что столица сможет обеспечить пул «зеленых» проектов для инвестирования. Формально под их критерии попадает строительство и модернизация очистных сооружений, открытие инновационных производств, утилизация отходов и многое другое.
«Мы прекрасно знаем, что Москва инвестирует много средств в благоустройство парковых зон, развитие сети общественного транспорта, в частности, электротранспорта и другие проекты, — говорит Евгений Жорнист. — При прочих равных инвесторы наверняка отдадут предпочтение именно таким заемщикам».
Капитализация имиджа
Если в Европе и США многие инвесторы ищут варианты инвестирования, которые предполагают не только получение прибыли, но и помогают социальному развитию или экологическим проектам, то в нашей стране это пока редкость.
В России бытует мнение, что задачи «ответственного инвестирования» — в большей степени прерогатива государства. Москва же попытается привлечь для решения социальных и экологических проблем частный капитал.
«Подобное инвестирование в широком смысле помогает бороться с изменением климата, бедностью, ущемлением прав. В России, к сожалению, на сегодняшний день это не столь важно, но все же ситуация меняется, — полагает аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. — Конечно, можно сказать, что Москва преследует коммерческие цели, стремясь за счет общественно важного характера эмиссии привлечь больший объем средств. Но примеру столицы могли бы последовать другие регионы, обособляя определенные выпуски субфедеральных облигаций под конкретные социально значимые задачи».
Пока на внутреннем рынке слишком мало примеров «ответственного» инвестирования. «На конец 2020 года было зарегистрировано 16 выпусков таких облигаций шести эмитентов суммарно на 186 млрд рублей. Притом что в мире только на возобновляемые источники энергии, не считая других проектов, приходится до 50% привлекаемых за счет проектного финансирования средств — это более 600 млрд долларов в год», — дает оценку ситуации частный инвестор, основатель «Школы Практического Инвестирования» Федор Сидоров.
Делая прогноз на будущее, руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев говорит, что перспективы рынка «зеленых» облигаций в России колоссальные, особенно с учетом низкой базы.
«В течение последних двух лет объем инвестиций в «зеленые» облигации во всем мире растет на 45–50% в год, что обещает и нашей стране возможность для привлечения средств, — отмечает эксперт. — В ОЭСР прогнозирую, что к 2035 году объем рынка «зеленых» облигаций может вырасти в несколько раз и составить 4,5–6 трлн долларов, а инвестиции затронут и большие географические регионы, и большее число отраслей экономики».
Благодаря зеленым инвестициям мегаполис не только привлекает средства под более низкие ставки, но и гарантированно улучшает инвестиционный климат. Как подчеркивает управляющий директор ИК «Универ Капитал» Артем Лютик, Москва идет по пути самых развитых мегаполисов мира и со временем может разместиться на международном рынке, так как «зеленые» бонды повышают инвестиционную привлекательность города.
При этом имиджевая составляющая, по мнению экспертов, сегодня имеет превалирующее значение в размещении таких бумаг. Москва улучшает за счет этого инвестклимат, приобретает статус ответственного города, демонстрирует курс на устойчивое развитие. В репутационном выигрыше остаются все — и город, и инвесторы.