Top.Mail.Ru
архив

Железобетонная логика

Елена Батурина, богатейшая женщина России, одна из самых влиятельных фигур на московском строительном рынке и по совместительству жена Юрия Лужкова продолжает удивлять рынок и конкурентов. Всего через три месяца после продажи своих цементных заводов компания «Интеко» избавилась еще от одного крупного актива. Батурина продала Домостроительный комбинат № 3 (ДСК-3) группе компаний «ПИК».

Вместе с продажей  ДСК-3 компания Батуриной ушла с рынка панельного домостроения. В «Интеко» утверждают, что продажа комбината входит в стратегию компании по консолидации ресурсов на развитие строительства монолитного жилья и создание пула коммерческой недвижимости. В течение 5 – 6 лет компания обещала возвести более 1 млн кв. м офисных площадей и создать крупную национальную гостиничную сеть. Кроме того, продать ДСК Батурину вынудил падающий спрос на панельные дома. По словам Натальи Одинцовой, начальника аналитического отдела ИК «Проспект», в секторе типового панельного домостроения активно снижается маржа, в то время как в секторах монолитного домостроения и офисной недвижимости маржа еще долго будет высокой. По данным компании МИАН, до 2003 года доля «монолита» в общем объеме строительства была существенно меньше половины, но уже к 2004 году она увеличилась до 50%. «Видимо, в «Интеко» приняли решение не стремиться «объять необъятное», а сконцентрироваться на лучших секторах и активно их развивать», – говорит Одинцова. Тем более что основные стройплощадки компании (микрорайоны «Шуваловский-1», «Шуваловский-2», «Гранд-Паркъ» и «Молжаниново») предназначены для монолитного строительства.

Выгода сделки также очевидна для ГК «ПИК». Компания – крупный застройщик, владельцы которого не являются выходцами из «Главмосстроя», но при этом пользуются благосклонностью вице-мэра Москвы Владимира Ресина. Присоединение ДСК-3 к активам «ПИК», в которые уже входит ДСК-2, делает компанию лидером столичного панельного домостроения в Москве и Подмосковье. Однако есть и другие причины. «Приобретение ДСК-3 нельзя рассматривать как покупку набора техники. Мы купили отлаженный бизнес и строительные площадки на несколько лет вперед», – говорит Наталия Коновалова, пресс-секретарь ГК «ПИК». По словам генерального директора концерна «Крост» Алексея Добашина, чтобы построить домостроительный комбинат, подобный ДСК-3, с нуля, «ПИК» затратил бы порядка $70 – 100 млн. В то же время  эксперты оценивают сделку между «ПИК» и «Интеко» в сумму от $150 млн до $250 млн. Дело в том, что вместе с производственными мощностями ДСК-3 (около 500 000 кв. м жилья в год) «ПИК» купил около 1 млн кв. м готовых инвестиционных проектов «Интеко» по строительству «панели» в Москве. «Кроме того, земельные ресурсы под панельное домостроение в Москве и области закончатся уже через 3 –5 лет. Тогда ДСК в нынешнем виде, скорее всего, прекратит свое существование, и кроме стройплощадок ДСК-3, «ПИК» получит и земельный участок недалеко от Мичуринского проспекта под предприятиями комбината», – говорит Добашин.

В общем, мотивы обеих сторон более или менее понятны. И все хорошо, вот только эта сделка стала второй за последние полгода масштабной продажей  бизнеса «Интеко». За полгода  компания аккумулировала сумму, сопоставимую с ее годовым оборотом. В марте Батурина продала все цементные заводы «Интеко» холдингу «Евроцемент груп» за $800 млн. После продажи ДСК-3 в структуре «Интеко» осталась только недавно созданная строительная компания  «СК ДСК-3» (мощность около 200 000 кв. м в год), которая специализируется на монолитном жилье и не имеет отношения к одноименному ОАО. «Возможно, продажа ДСК-3 – отголосок «цементной» сделки», – предположил один из девелоперов. Сделка «Интеко» и «Евроцемент груп» до сих пор остается загадкой для экспертов строительного рынка. Основной причиной называют «хорошую цену, от которой Батурина не смогла отказаться». Кстати, то же самое говорят и про продажу ДСК-3. «Не всегда продажа бизнеса является запланированной. Бывают случаи, когда выгодное предложение пришло в правильное время», – говорит Александр Сенаторов, председатель совета директоров ГК «МИАН». По словам Алексея Добашина, «глава «Интеко» – гениальный топ-менеджер и рыночный управленец». «Елена Николаевна никогда не говорила, что строительство – ее любимый бизнес. Если стратегия бизнеса рассчитана на фиксацию прибыли, очевидно, что надо продавать на подъеме», – говорит Добашин. Участники рынка сомневаются в намерениях «Интеко» стать одним из крупнейших игроков на рынке коммерческой недвижимости Москвы и регионов. «Это пиар-ход. Батурина не будет строить десятки отелей. Время глобальной экспансии «Интеко» прошло», – говорит один из девелоперов. Ну а то, что завершение «экспансии» по времени совпадает с приближающимся окончанием срока правления Юрия Лужкова, конечно же, не более, чем случайное совпадение.