Top.Mail.Ru
рынки

Жизнь без Heineken: что изменит уход крупных пивных брендов

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Минувший понедельник положил начало исходу зарубежных пивных компаний из России. Один за другим о санкциях в отношении страны объявили бренды Heineken, Carlsberg и Ab InBev (производитель Bud). Кто-то решил «сбросить» российский бизнес на другого владельца, а кто-то — приостановить продажу именитых марок в стране. Значит ли это, что Россия останется без популярного зарубежного пива и так ли это страшно, разбирался журнал «Компания».

Пивной флешмоб 28 марта запустила международная пивоваренная компания Heineken. Она первой сообщила, что уходит с российского рынка. Свое решение бренд объяснил вопросами безопасности.

«Мы пришли к выводу, что владение бизнесом Heineken в России больше не является безопасным в текущей обстановке. В связи с этим мы решили покинуть Россию», — говорится в заявлении.

Ранее Heineken остановил новые инвестпроекты, экспорт пива в страну и отказался от размещения рекламы в РФ. Теперь бренд передаст свой российский бизнес новому владельцу. До этого все пивоварни компании будут работать. Также концерн пообещал выплачивать зарплату всем 1800 сотрудникам в РФ до конца текущего года. От передачи российского бизнеса бренд ожидает расходы в размере 400 миллионов евро.

Вскоре после Heineken о санкциях против РФ сообщила датская Carlsberg. Эта компания в начале марта прекратила поставки российским заводам и перестала инвестировать в бизнес в стране. Теперь Carlsberg продает бизнес в России. «По завершении мы не будем присутствовать в России», — говорится в сообщении.

До окончания продажи Carlsberg обещает поддерживать российских сотрудников (их у компании свыше восьми тысяч человек). Для них сохранят «сокращенный уровень операций», т. е. выплаты работникам в это время продолжатся. «Любая прибыль, полученная во время гуманитарного кризиса, будет передана организациям по оказанию помощи», — добавили в Carlsberg.

Третьей пивоваренной компанией, сделавшей объявление за день, стала Anheuser-Busch InBev (AB InBev). Она пошла по менее радикальному пути, решив не уходить с российского рынка, а приостановить действие лицензии на производство и продажу бренда Bud в стране. Об этом компания попросила контролирующего акционера.

Пока запрос рассматривается, производитель работает в РФ в прежнем режиме. AB InBev, как и ее коллеги, пообещала поддерживать своих сотрудников. 

Велика ли потеря?

В России на долю Heineken и Carlsberg Group совокупно приходится 15 заводов. Из них у Heineken — семь предприятий:

  • в Санкт-Петербурге,

  • Иркутске,

  • Нижнем Новгороде,

  • Новосибирске,

  • Екатеринбурге,

  • Стерлитамаке,

  • Хабаровске.

Heineken работает в России уже 20 лет. В портфеле компании порядка 30 брендов, самые известные из которых — сам Heineken, Guinness, Zlaty Bazant и Amstel Premium. Компания также выпускает такие марки пива, как «Охота» и «Три медведя».

За прошедший год ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен» получили 36,92 млрд рублей выручки. Чистая прибыль компании составила почти 879 млн рублей.

Carlsberg Group владеет в России компанией «Балтика». Под ее управлением находятся заводы в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Воронеже, а также в Новосибирске, Ярославле, Хабаровске и Туле. В портфеле компании — свыше 55 брендов пива, например «Балтика», Tuborg и Zatecky Gus.

В прошлом году Carlsberg Group получила в РФ выручку в 873,8 млн евро. Операционная прибыль российского бизнеса превысила 91,6 млн евро.

«Балтика» долгие годы была лидером отечественного пивного рынка. В 2019 году ее доля составила 27%, а Heineken — порядка 13%. Крупнейшим игроком рынка, по данным «ВТБ Капитала», стала AB InBev Efes (контрольная доля в ней принадлежит турецкой Anadolu Efes). У нее в России 11 заводов, а под управлением компании такие бренды, как:

  • Bud,

  • Corona Extra,

  • Hoegaarden,

  • Spaten,

  • «Клинское» и т. д.

Таким образом, санкции в отношении России в том или ином виде объявили крупнейшие игроки пивного рынка в стране.

Неподъемные активы

Уход Heineken и Carlsberg Group из России скорее условный, чем реальный, заявил журналу «Компания» руководитель Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз. На его взгляд, компании не могут поступить иначе — на такой шаг их вынуждает их национальная принадлежность и ориентированность на другие рынки (основными для них являются Европа и США).

«Что значит передать активы кому-то? В России нет покупателей на такие активы, никто просто не в состоянии их приобрести. Это исключено как на профильном пивном рынке, так и на алкогольном. А непрофильный рынок в такие активы даже не полезет»,

— Вадим Дробиз

Дробиз предположил, что анонсировавшие продажу российского бизнеса компании избрали тактику «постоять в сторонке где-то год» и подождать, пока политическая ситуация стабилизируется. «Эти компании никогда не бросят российский рынок. Он огромный, производство и потребление пива в РФ перестало падать, потому что прекратился демографический кризис, и ситуация для пивной отрасли крайне благоприятная», — сказал эксперт.

Компании вроде Heineken и Carlsberg сейчас находятся между молотом и наковальней, отметили в Национальном союзе производителей пива и напитков (НСППиН). В своей бизнес-деятельности они вынуждены руководствоваться политическими факторами, чего обычно происходить не должно.

«Вряд ли они решатся продавать такой высокодоходный бизнес, который строился многие годы. Возможно, будет временная сделка по передаче его кому-то в управление. Да и для России их уход будет болезненным — пивоваренная отрасль ежегодно платит порядка 150–160 млрд рублей одного только акциза, а на эти три компании приходится 65% рынка», — отметили в организации. 

Можем заменить

Всего, по данным НСППиН, пивной рынок России представлен 1600 предприятиями, 100 из которых — крупные компании. 80 из них находятся у отечественных игроков, а значит, около 30–40% рынка пива принадлежит россиянам.

В случае реальной продажи бизнеса в стране нельзя будет использовать лицензионные зарубежные марки, такие как Bud, Heineken, Carlsberg, однако останутся локальные марки, производимые на тех же предприятиях. Это касается «Балтики», «Клинского» и многих других.

Потребитель этот уход вряд ли почувствует, заявил владелец пивоварни Tru Ale Павел Ольшанский. «Технологии все известны, никаких секретов, которые не позволят делать похожий продукт, нет», — сказал эксперт.

По его словам, изменения коснутся только названия пива, а не его вкуса. Сам продукт может поменяться только при проблемах с сырьем, которых в стране не наблюдается.

Если зарубежные гиганты все же уйдут из России, отечественные производители будут только рады, считает Дробиз. По его словам, 85% продукции таких брендов — «абсолютно заурядная продукция», заменить которую несложно. Кроме того, у отечественных производителей много незадействованных мощностей.

«Российские марки не уступают зарубежным ни по качеству, ни по вкусу. Все дело лишь в глобальной рекламной кампании, которую десятилетиями проводили западные бренды. Но бизнес с российским капиталом готов удвоить объемы производства хоть завтра. Им только брось клич», — уверяет эксперт.