Top.Mail.Ru
архив

Зимнее многоборье

Объем российского рынка программ для бизнеса оценивается с учетом заказных (индивидуальных) решений в $500 млн в год. На рынке софта в отличие от рынка «железа» более уверенно чувствуют себя отечественные производители. Рынок состоит из нескольких сегментов - программы для банков, бухгалтерские продукты для крупных и малых предприятий, информационно-поисковые системы и т.д. Степень конкуренции на рынке высока: на январской выставке «Бухгалтерский учет и аудит» собственные программные продукты предлагали 56 компаний. Приблизительно столько же компаний участвовали в шестом международном конкурсе «Бизнес-софт», организованном Центром исследований экономических систем «Бизнес-Программы-Сервис» в 1997 году. В группу лидеров по обороту входят следующие компании.

Компания Оборот, $ млн19971998
R-Style Software Lab. 21,3* 24,0*
14,2 17,2
Парус 12,2 12,4
Диасофт 11,3 н/д

В среднем 51% дохода операторы рынка получают от продажи программных продуктов, 44% дает сервис и только 4% - сопутствующая продажа техники, причем далеко не все производители софта занимаются торговлей техникой.

В секторе бухгалтерских программ лидерство принадлежит компании 1С - она обладает самой раскрученной торговой маркой и обширной сбытовой сетью. Зарегистрированными пользователями 1С являются 250 тыс. предприятий. Росту популярности продукции 1С способствует вовремя заключенное соглашение с Госналогслужбой России. 1С первой получила сертификат Госналогслужбы на соответствие программного продукта форматам ГНС. 24 февраля 1998 года ГНС рекомендовала региональным налоговым инспекциям принимать данные у налогоплательщиков на магнитных носителях, подготовленных с помощью программ, имеющих свидетельства ГНС. Вслед за 1С сертификаты соответствия получили и другие производители, но 1С была первой.

Источники: Агентства «Ламинфо», «Бизнес-Программы-Сервис», * - Данные предоставлены самой компанией.

То, что произошло в конце января на рынке информационных технологий, можно назвать небольшой революцией. Три лидера - компании 1С, R-Style и «Парус», будто сговорившись, решили коренным образом изменить расстановку сил на рынке. Они словно бы заявили: «Сейчас мы сделаем то, чего прежде не делали. Такими вы нас еще не видели».

Три компании буквально за десять дней сломали прежние представления о том, что такое бизнес-софт и как его продвигать. Что особенно интересно, каждый из тяжеловесов, стремящихся в принципе к одной цели - упрочению своего положения на рынке, - предложил свое оригинальное решение. 1С внесла существенные изменения в стратегию брэндинга, холдинг R-Style начал прорываться в тот сегмент рынка, на котором прежде не работал, «Парус» же вышел за пределы традиционных представлений о корпоративном софте и предложил технологию, доселе в российском бизнесе почти не применявшуюся. Что будут делать в этих условиях производители простых прикладных программ, распространяемых по старинке - никто не знает. Может быть, их время вообще истекло.

Комбинация из трех брэндов

21 января IBM, Microsoft и 1C объявили о начале совместной маркетинговой программы «Отличный сервер для главного бухгалтера». «Отличный сервер» состоит из одного компьютера от IBM и двух программ - Microsoft Back Office и «1С: Предприятие 7.5». Идея совместного брэндинга была предложена компанией IBM в ноябре прошлого года. Стремление к интеграции - устойчивая тенденция в маркетинге IBM. В 1998 году корпорация заключила серию аналогичных альянсов в Европе, в частности с некоторыми немецкими производителями бизнес-софта. «Это эффективная политика, - заявил «Ко» вице-президент по дистрибуции IBM Emerging Markets Луи Гелетт. - Заказчик хочет иметь не компьютер и набор программ, а готовое решение своих проблем. Еще выше эффект от интеграции, когда клиенту предлагается продукт двух компаний, каждая из которых лидер в своей области».

Объединившись, участники союза рассчитывают занять более высокую рейтинговую позицию в глазах потребителя и расширить клиентскую базу. Самый главный аргумент участников альянса - низкая цена «Отличного сервера».           Если бы пользователь приобретал каждый компонент комплекса отдельно, то потратил бы $6100 на комплект на базе IBM Netfinity 3000 и $7330 - на базе IBM Netfinity 5000. А так продукт обойдется покупателю $3490 и $4690 соответственно. Директор компании 1C Борис Нуралиев прокомментировал это следующим образом: «Дело общее. Все ужались как могли. Каждый сам решил, насколько он может «отъехать». Кумулятивные скидки в размере $2600 и более особенно привлекательны для предприятий малого и среднего бизнеса, поскольку финансовые ресурсы у небольшого предприятия невелики.

1С с радостью приняла предложение IBM, потому что и раньше предпочитала «дружить семьями»: у 1С есть совместные проекты с «Гарантом», «Диасофтом» и «Кодексом», построенные по принципу «бухгалтерия плюс право» и «управление предприятием плюс право».

Без «скелета в шкафу»

Если 1С с компаньонами решили объединить брэнды, то холдинг R-Style пошел другим путем. Стартовав на несколько месяцев раньше 1С, R-Style летом прошлого года объявил о выпуске первой версии «Универсальной бухгалтерии Кирилла и Мефодия», а в конце января вышла версия 1.10. Выход новой версии еще одного бухгалтерского продукта мог бы остаться незамеченным, если бы не амбициозные намерения R-Style. Генеральный директор входящей в холдинг компании RSI Степан Кротовский (RSI поручена дистрибуция нового продукта) заявил в январе, что у «Универсальной бухгалтерии Кирилла и Мефодия» есть шансы основательно потеснить на рынке 1С благодаря трем козырям - применению новой технологии, боеспособной сбытовой сети и брэнду «Кирилл и Мефодий» - и что R-Style намерен сделать «Универсальную бухгалтерию Кирилла и Мефодия» национальным бестселлером.

Поскольку R-Style действительно располагает тремя названными ресурсами, то внешние союзы холдинг заключать не стал: проект полностью опирается на внутренние силы. Компания R-Style Software Lab. с 1993 года специализируется на решениях для банков, а программы для банков гораздо сложнее, чем программы для бухгалтеров, поскольку обладают более широким набором функций, в том числе большей надежностью и лучшей защитой данных. R-Style решил, что не воспользоваться этой форой нельзя, и создал бухгалтерский продукт нового типа на основе банковских технологий. «Отличие «Универсальной бухгалтерии Кирилла и Мефодия» от других бухгалтерских продуктов в том, что здесь нет скелета в шкафу, то есть груза прежних версий, обременяющих продукт. Это программа нового поколения, сделанная на вырост, с потенциалом для совершенствования. Может быть, сегодня программа кажется избыточной, но заложенные в нее функции могут потребоваться уже завтра, - говорит Степан Кротовский. - Программа помимо прочего позволяет наладить взаимодействие между клиентом и банком. Это весьма перспективно, если учесть, что во многих банках установлены продукты R-Style Software Lab.».

Тем не менее рынок вряд ли встретит «Универсальную бухгалтерию» с распростертыми объятиями. Если перед 1С стоит задача расширить свою аудиторию, то R-Style предстоит эту аудиторию создать. Менеджеры R-Style предполагают сделать это, опираясь на брэнд «Кирилл и Мефодий». Безусловно, «Кирилл и Мефодий» - это хит, но, если можно так выразиться, «хит, да не тот», поскольку располагается несколько в стороне от бухгалтерского софта - под этой маркой выпущена в свет серия мультимедийных продуктов для домашнего пользователя от «Энциклопедии рока, джаза и поп-музыки» до «Энциклопедии здоровья». Число пользователей оценивается почти в 1 млн человек (включая пиратские копии).

Почему же в R-Style решили выпустить программу нового типа под раскрученной, но не бухгалтерской торговой маркой? Президент R-Style Вячеслав Рудников по этому поводу заявил: «Рынок программ для мелкого бизнеса сильно пересекается с рынком программ для домашнего пользования. На домашнем рынке марка «Кирилл и Мефодий» известна лучше, чем R-Style Software Lab. Мы решили сыграть на марке».

Итак, если 1С в «Отличном сервере» интегрирует компьютер от IBM и программу собственного производства, то R-Style в «Универсальной бухгалтерии Кирилла и Мефодия» интегрирует банковские и бухгалтерские технологии. Интересы двух производителей столкнутся в секторе малого бизнеса.

Понедельник прогнозируется в субботу

Корпорация «Парус» приступила к своему проекту (комплексу «Триумф») раньше других «участников чемпионата» - в конце 1997 года. В разработку комплекса «Парус» инвестировал $3,5 млн. Бухгалтерский учет является лишь одной далеко не самой главной составляющей продукта, чьи возможности гораздо шире. «Триумф» - это система управления, а не система регистрации информации. В «Триумфе» реализован весь цикл управления предприятием: планирование, управление бизнес-процессами, анализ исполнения плана, его коррекция. Причем данный цикл пронизывает все срезы менеджмента: управление финансами, логистикой, персоналом», - заявил генеральный директор «Паруса» Александр Карпачев.

На сектор малого бизнеса «Парус» со своим «Триумфом» не претендует: корпорация позиционирует продукт как новое решение для торговли - отрасли, в которой «Парус» чувствует себя особенно уверенно (из 14 тыс. клиентов корпорации 42% составляют торговые компании, причем их доля стабильно растет). Благодаря близким отношениям с торговыми сетями «Парус» в конце 1997 года заметил тенденцию к увеличению спроса на комплексные системы управления и решил, что оставлять эту тенденцию без внимания нельзя. Партнеры Александра Карпачева - президент гильдии «Русь торговая» Вадим Шишов и президент Национального альянса управляющих и консультантов Андрей Масалович были согласны с тем, что время разрозненных магазинов истекает, и с тем, что перспективы российской торговли связаны с сетями супермаркетов. Управление же супермаркетом требует совершенно новых информационных технологий. «Пора эти технологии разрабатывать», - решили компаньоны. (Об успешном опыте управления супермаркетом при помощи информационных технологий см. статью «16 тысяч одних продуктов», «Ко» № 44 за 1998 год). Так родилась идея «Триумфа».

Технологии прогнозирования, заложенные в «Триумфе, раньше в России использовались только институтами фондового рынка и банками. В других секторах они не применялись по причине своей сложности и дороговизны. С появлением «Триумфа» ситуация изменилась: теперь эти технологии проникли не только в супермаркеты, но и в другие корпоративные структуры. «Парус» и его партнеры выпустили джинна из бутылки: на базе «Триумфа» Национальный альянс управляющих и консультантов создал еще один продукт - ситуационный центр «Триумф-Аналитика». Он позволяет руководителю в режиме on-line на основе текущей информации анализировать будущее: комплекс моделирует последствия управленческих решений в условиях нестабильной рыночной ситуации. Благодаря многофакторному анализу в считанные секунды прогнозируются сложные бизнес-процессы, зависящие от десятков составляющих.

Каковы будут финансовые результаты месяца, если цены на сырье вырастут на 3%, рубль упадет по отношению к доллару на столько-то пунктов, а транспортные тарифы поднимутся на 5%? А если при этом снизится скорость возврата денег от дилеров? А если не снизится? Вводите данные и изучайте графики на экране.

«Принципы построения ситуационных центров были разработаны английским кибернетиком Стаффордом Биром еще в 60-е годы, однако до последнего времени подобные центры были по карману только правительствам развитых стран и транснациональным корпорациям, - говорит Андрей Масалович. - Сегодня технологии ситуационных центров реализованы в недорогих системах, доступных любой компании. В России первый продукт такого рода - программный комплекс «Триумф-Аналитика». Стоимость одного рабочего места программного комплекса «Триумф» составляет около $1000, «Триумф-Аналитика» - $1500.

Станут ли продуты «Паруса» и его партнеров столь же массовыми, как «1С: бухгалтерия»? Однозначно ответить на этот вопрос трудно. «Триумф» рассчитан прежде всего на автоматизацию крупных торговых компаний, например сетей супермаркетов типа «Перекресток» и «Рамстор», хотя может быть применен и в магазинах меньшего масштаба. Что касается комплекса «Триумф-Аналитика», то количество потенциальных покупателей этого продукта совпадает с числом топ-менеджеров, желающих узнать ответ на вопрос: «А что будет, если...»

Еще по теме