Каждый пятый россиянин предпочитает общаться с ИИ вместо людей

Россияне все активнее внедряют искусственный интеллект (ИИ) в повседневную жизнь. Сегодня 79,1% граждан взаимодействуют с ИИ в быту — через голосовых помощников, генеративные сервисы и рекомендательные платформы.
Таковы результаты опроса пользователей смартфонов, проведенного «Мегафоном» в апреле в десяти крупнейших городах России среди 3,6 тысячи человек, есть у «Компании». Выяснилось, что самые частые сценарии обращения к ИИ — поиск информации (57,4%), редактирование текстов (27%) и обучение (20,1%).
Для планирования досуга 68% респондентов регулярно пользуются ИИ: выбирают фильмы, ищут интересные события и даже подбирают подарки. Почти каждый четвертый (24,1%) следует рекомендациям нейросетей в выборе кино и музыки, каждый пятый (20%) — при составлении маршрутов и поиске отелей для поездок. Через ИИ 17,8% ищут развлекательный видео-контент, 16,7% узнают о концертах и выставках, а 13,3% время от времени просто общаются с ботом. Даже сценарии вечеринок теперь может придумать ИИ — этим пользуются 7,6% опрошенных.
Почти каждый второй респондент (44,4%) регулярно обрабатывает фотографии с помощью ИИ. Причина — не только стремление к эстетике, но и широкая доступность инструментов. Многие (27,1%) чувствуют себя увереннее, если фото было улучшено с помощью ИИ, и охотнее делятся такими кадрами.
Например, камера HONOR Magic 7 предлагает качественную съемку с ИИ-поддержкой: от суперзума 15–50x до портретного режима в стиле Harcourt, улучшения портрета и функций для съемки на концертах.
ИИ все чаще становится не только помощником в съемке, но и соавтором творческого контента. 57,6% пользователей публикуют в соцсетях материалы, созданные или отредактированные нейросетями — от текстов до фотографий.
Кроме того, ИИ уже занял нишу эмоциональной поддержки. 28,1% респондентов применяют его для снижения тревожности и стресса, а 38% говорят, что с помощью технологий им проще справляться со скукой и одиночеством. Пользователи делегируют ИИ не только выбор того, что посмотреть и куда поехать — некоторые начинают полагаться на него и в более сложных вопросах ментального здоровья. Почти каждый пятый (19,6%) признался: временами им даже проще общаться с ИИ, чем с людьми, а 12,2% респондентов уже обращаются к ИИ-психологам — на постоянной или эпизодической основе.
Психоаналитический терапевт, руководитель психологического центра «Доктор Психо» Анастасия Саурина считает эмпатию роскошью человеческого общения.
«Умный бот выслушает вас в 3 часа ночи, не закатывая глаз — но в его алгоритмах нет человеческой интуиции, только предсказуемая эмпатия. Удобно? Да. Глубоко? Не всегда. ИИ выбирают за то, что он доступен всегда, не требует объяснений, не перебивает и не устает. Люди, которым сложно открываться другим, часто чувствуют себя с ботом безопаснее: нет взгляда напротив, нет чувства вины, только мягкий интерфейс и предсказуемая реакция. Но вот чего у него нет — это человеческой глубины. Эмпатия — это роскошь человеческого общения, а ИИ — это всего лишь математический алгоритм, хоть и очень изящно созданный», — подчеркнула Саурина.
Исследование показало, что россияне больше готовы делегировать ИИ повседневные задачи, чем делиться внутренним миром. Алгоритмы воспринимаются как удобный инструмент, который помогает сориентироваться в рутине, но не способен заменить доверие, эмпатию и интуицию живого общения.
Директор дирекции по коммерции розницы «Мегафона»Эдуард Меришавян отметил, что ИИ — одна из самых обсуждаемых сейчас функций в смартфонах.
«В прошлом году практически все крупные вендоры презентовали гаджеты либо обновления операционных систем, поддерживающие функции ИИ. Как следствие, россияне начали активнее следить за возможностями таких смартфонов, и в 2024 году приобрели в нашей сети на 81% больше устройств с ИИ, чем годом ранее. Мы видим, что эта тенденция сейчас усиливается, и интерес к устройствам с ИИ постоянно растет», — рассказал он.
Модель Honor Magic 7 с объемом памяти 256 Гб можно приобрести в интернет-магазине и салонах «Мегафона».