Top.Mail.Ru
бизнес

«Лукойл» создал «дочку» для проблемных активов

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

«Лукойл» консолидировал энергогенерирующие активы на юге России с высоким углеродным следом в отдельной дочерней структуре — «ВДК-Энерго» («Волга-Дон-Кубань»). Такие меры компания приняла на фоне ужесточения экологических требований инвесторов.

«ВДК-Энерго» зарегистрировали в январе 2021 года. 19 мая компания получила доли в семи энергокомпаниях: «Лукойл-Астраханьэнерго», «Лукойл-Кубаньэнерго, «Лукойл-Ростовэнерго», «Лукойл-Волгоградэнерго», «Ростовские тепловые сети», «Волгодонские тепловые сети» и «Лукойл-ЦУР». В общей сложности перевод коснулся энергетических активов с большим углеродным следом, который охватывает мощности около 3,5 гигаватт. Это 60% всех энергоактивов «Лукойла».

«Отчуждены могут быть те электростанции на юге России, которые не связаны с технологическими процессами добычи и переработки нефти <...> Для снижения углеродного следа часть коммерческой генерации «Лукойла» будет выведена в самостоятельную компанию “ВДК-Энерго”», — процитировал РБК руководителя дирекции по энергетике «Лукойла» Василия Зубакина. 

По его словам, у «Лукойла» останется ряд электростанций, в том числе Волгоградская ТЭЦ-2 и Буденновская ТЭС в Ставропольском крае. Первая обеспечивает работу завода «Лукойл-Волгограднефтепереработка», а вторая снабжает энергией нефтехимическое предприятие «Ставролен».

Новая «дочка» «Лукойла»

Согласно данным СПАРК, гендиректором «ВДК-Энерго» назначили Алибека Тналина. В 2019 году он возглавлял департамент развития энергетических активов и сопровождения проектов «Лукойла». Этот департамент вошел в дирекцию по энергетике. Отмечается, что дирекция сохранит функции корпоративного управления по отношению к новой «дочке». При этом у «ВДК-Энерго» будет и самостоятельный менеджмент.

В ноябре 2020 года сообщалось, что  часть энергоактивов компании может быть выставлена на продажу. Согласно оценке аналитика «ВТБ Капитала» Владимира Скляра, углеродный след энергоактивов «Лукойла» достигает 11–12 миллионов тонн в год. Это 36,7% ото всех выбросов компании в России. 

По его словам, генерация мощностью 3,5 гигаватт, выведенная в «ВДК-Энерго», может стоить 35–45 миллиардов рублей. Скляр не исключал, что эти активы в будущем могут приобрести крупные владельцы генерации, такие как «Газпром энергохолдинг», «Интер РАО» и «Росатом». Однако представители трех компаний сообщили РБК, что не ведут таких переговоров с «Лукойлом». 

Как «Лукойл» снижает углеродный след

Нефтегазовая компания приобрела генерирующую компанию ТГК-8 с небольшими работающими на газе ТЭЦ на юге России в 2008 году. Это произошло во время завершения важнейшего этапа реформы электроэнергетики России — реорганизации РАО «ЕЭС России». Отрасль, которая считалась контролируемой государством нереформируемой монополией, начала превращаться в рыночную. Главной целью реформы было обеспечение инвестиционного рывка. Тогда потребность отрасли в инвестициях была беспрецедентной. 

В 2007–2008 годах было проведено 18 публичных размещений акций генерирующих компаний. Они обеспечили привлечение почти одного триллиона рублей частных инвестиций. Средства направили на осуществление беспрецедентной программы нового строительства.

Сейчас стремление «Лукойла» и других российских компаний, занимающихся добычей природных ресурсов, к снижению углеродного следа связано с новыми экологическими требованиями инвесторов. Евросоюз разрабатывает так называемый пограничный углеродный налог (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM) на импортируемые товары с высоким углеродным следом. С его помощью ЕС стремится достичь углеродной нейтральности к 2030 году. Это означает, что выбросы углерода в атмосферу должны быть сведены к нулю или компенсированы. 

Теперь компании для доступа к финансированию и спросу инвесторов сконцентрировались на улучшении показателей индекса ESG. Он показывает инвесторам стратегии компании, условия труда сотрудников и заботу предприятия об экологии. От углеродоемких активов избавилась En+ Group. О планах выделить угольный бизнес в отдельную компанию в начале года объявил крупнейший производитель стали Evraz. 19 мая стало известно, что производитель алюминия UC Rusal Олега Дерипаски также выделит «грязные» активы в отдельную структуру.

В презентации будущей климатической стратегии «Лукойла» говорится, что компания прорабатывает возможность достичь углеродной нейтральности к 2050 году. Ей удалось сократить уровень выбросов углекислого газа с 50,6 миллиона тонн в 2016 году до 48,5 миллиона тонн в 2019-м. В дальнейшем для достижении цели компания планирует повысить энергоэффективность, заняться производством биотоплива и водорода. Помимо этого, она намерена развивать возобновляемые источники энергии (ВИЭ) как для собственных нужд, так и в коммерческих целях и оптимизировать портфель активов.

По словам Зубакина, у «Лукойла» уже есть объекты ВИЭ (10 милливатт). Компания также рассматривает перспективные проекты по дальнейшему развитию генерации в областях солнечной, ветро- и гидроэнергетики. Так, были проведены ветроизмерения в районе Цимлянской ГЭС на реке Дон в Ростовской области. Компания также может построить одну или две малые ГЭС на реке Белая в Краснодарском крае. Кроме того, «Лукойл» заинтересован в возможности строительства новых солнечных электростанций на территориях перерабатывающих предприятий.

прочитать весь текст

Дефицит нефти из-за борьбы с выбросами

Глава «Лукойла» Вагит Алекперов заявил во время телеконференции с инвесторами, которая прошла 10 мая, что нефтяная компания видит риск дефицита предложения нефти и газа на мировом нефтяном рынке в ближайшие пять лет из-за недостатка инвестиций в добывающую отрасль. 

«Уже довольно длительное время наша отрасль испытывает дефицит инвестиций. Ограничение доступа к капиталу в связи с мощной поддержкой финансовым сектором энергетической трансформации приводит к сокращению инвестиционного потенциала отрасли», — заявил Алекперов.

По его словам, банки и инвесторы поддерживают переход на альтернативные источники энергии и в некоторых случаях отказываются инвестировать в компании с углеродным следом. Нехватка средств стала особенно очевидной на фоне последствий пандемии. Недостаточные инвестиции в отрасль, отметил Алекперов, могут привести к волатильности цен и негативно повлиять на темпы роста мировой экономики. 

Глава «Лукойла» отметил, что ключевым условием снижения выбросов парниковых газов является масштабное развитие «отрицательных эмиссий» за счет природных и технологических решений по улавливанию и хранению углерода. Для поддержки и развития низкоуглеродных технологий «Лукойл» создаст венчурный фонд.