Top.Mail.Ru

Назван возможный покупатель доли Glencore в «Русснефти»

16.02.202209:59
Фото: 123rf / Legion-Media Фото: 123rf / Legion-Media

Многолетний партнер «Русснефти» — швейцарский трейдер Glencore — объявил о выходе из капитала нефтекомпании. Пакет биржевой стоимостью почти на 11 миллиардов рублей может перейти структурам семьи основателя нефтекомпании Михаила Гуцериева

Glencore через швейцарскую Rambero Holding владеет 23,46% уставного капитала «Русснефти» (31,28% обыкновенных акций). Согласно выписке из швейцарского реестра, владельцем Rambero сейчас все еще выступает Glencore. В результате сделки бенефициаром пакета может стать семья основателя нефтекомпании Михаила Гуцериева, считают источники «Коммерсанта».  Исходя из капитализации «Русснефти» на Московской бирже, стоимость пакета может составить 10,8 миллиарда рублей. 

Чистый убыток «Русснефти» по МСФО в 2020 году составил 21,3 миллиарда рублей. При этом первое полугодие 2021-го нефтекомпания завершила с прибылью в размере 13 миллиардов рублей. 

Швейцарский трейдер стал партнером «Русснефти» с момента ее основания в 2002 году. В частности, нефтекомпания получала авансы за поставки. По оценкам Fitch, суммарные авансовые платежи у «Русснефти» на конец 2019 года составили около 39 миллиардов рублей. При этом значительная часть суммы была долгом перед Glencore. Согласно отчету за шесть месяцев 2021 года, долгосрочная задолженность «Русснефти» по предоплатам составляла 21 миллиард рублей, указал Дмитрий Маринченко из Fitch. 

Кроме того, «Русснефть» привлекала средства от аффилированных структур, для того чтобы рассчитаться с крупнейшим кредитором ВТБ. Долг перед банком на конец 2021 года достигал около миллиарда долларов. ВТБ также принадлежат привилегированные акции «Русснефти» — около 8,5% уставного капитала. В Сбербанке изданию сообщили, что банк не участвует в финансировании сделки по покупке пакета Glencore. 

По мнению Маринченко, на решение Glencore могли повлиять санкции ЕС в отношении Гуцериева за поддержку властей Белоруссии. Так, у компаний бизнесмена возникли проблемы при продаже спотовых партий нефти. Reuters писал о нежелании Total и Glencore покупать грузы у связанных с Гуцериевым компаний, а ряд банков отказали в кредитовании поставок. 

Партнер J&S Legal Counsels and Trustee адвокат Константин Ерохин считает, что сделку могут совершить как в российской юрисдикции путем прямой продажи акций, так и путем продажи акций компании-холдера. По его словам, серьезные сложности с ее проведением вряд ли возникнут из-за санкционного статуса текущего владельца актива.

О том, что Glencore продаст свою долю в «Русснефти», стало известно ранее из отчета компании о результатах ее деятельности за 2021 год. Швейцарская компания договорилась о продаже еще в декабре. Трейдер отметил, что планирует завершить сделку в первой половине текущего года после одобрения регуляторов. Сумма сделки и получателя пакета компания не раскрыла. 

Glencore стояла у истоков создания «Русснефти» в начале 2000-х. Трейдер предоставлял ей кредиты под залог акций добывающих компаний. Ему принадлежало от 40% до 49% акций в ее дочерних структурах. Гуцериев покинул Россию из-за начавшихся в отношении него уголовных дел в 2007 году. Тогда он продал компанию бизнесмену Олегу Дерипаске. По возвращении в 2010 году он вернул 49% нефтяной компании, а в 2013-м консолидировал «Русснефть». Однако компания досталась ему с огромными долгами, которые на пике достигали около семи миллиардов долларов.

В ноябре 2015 года структуры Гуцериева и Glencore конвертировали акционерный долг компании в ее акции, чтобы снизить долговую нагрузку «Русснефти». Тогда трейдер стал обладателем 46%. Однако к концу 2021 года доля Glencore сократилась до 23,46%. В июне 2021 года Михаил Гуцериев попал под санкции Евросоюза против Белоруссии. Их ввели после экстренной посадки рейса Ryanair в Минске, когда был задержан летевший на борту самолета экс-главред оппозиционного Telegram-канала Nexta Роман Протасевич. После введения санкций Гуцериев покинул совет директоров «Русснефти». 14 июля компания сообщила, что у нее больше нет контролирующего лица, которым выступал раньше российский бизнесмен. Он также передал 37% в компании своему брату Саит-Саламу.