Владелец KupiVIP продал IT-платформу белорусскому производителю одежды

Blacksquare Investments, владелец закрывшегося интернет-магазина по продаже люксовых товаров KupiVIP, после срыва сделки с «Яндексом» начал реализовывать последние активы. В частности, он продал компанию «Приват Трэйд Инновационные решения» (ПТИР), управляющую платформой Marketplace 3.0 для автоматизации работы с поставщиками.
Новым владельцем компании стал Торговый дом «Марк Формэль» — российская структура владельцев белорусской ГК Mark Formelle, производитель одежды под одноименным брендом, пишет «Коммерсант». Платформа Marketplace 3.0 необходима для создания сервисов для бизнеса клиентов, предоставления технологий для увеличения продаж. Выручка ПТИР в 2020 году составила 225 миллионов рублей, чистая прибыль — 83 миллиона.
Эксперты, опрошенные изданием, затруднились оценить стоимость сделки. Они полагают, что она носила нерыночный характер.
Некогда заметному игроку рынка e-commerce потребовались деньги для возврата долгов, стоимость которых превышает 220 миллионов рублей. После срыва сделки с «Яндексом» на «Приват Трэйд», операционное юрлицо KupiVIP, посыпались иски от контрагентов. Генеральный директор «Приват Трэйд» Олег Минаев рассказал, что претензии касаются просрочки по платежам поставщикам товаров. По его словам, сейчас происходит возврат товара компаниям, с которыми она работала по комиссионным договорам, «реструктуризируется бизнес» и ведутся переговоры по продаже «Приват Трэйд».
У KupiVIP остался единственный актив — бизнес фулфилмента (комплексная услуга по передаче логистических функций интернет-магазинов и предприятий розничной торговли на аутсорс). Однако, как считает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, продажа всех последних активов не позволит покрыть требования поставщиков. Старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Валерий Зинченко не исключает вероятности начала процедуры банкротства. Если это случится, то арбитражному управляющему сложно будет оспорить сделку по продаже KupiVIP своей платформы белорусскому производителю, добавил юрист «КСК Групп» Нина Бабинова.
В начале сентября KupiVIP и магазин детских товаров Mamsy сообщили о планах закрыться. Их хотел приобрести «Яндекс». IT-гигант планировал интегрировать их в «Яндекс.Маркет». Ожидалось, что сделку закроют до конца второго квартала. Однако в июле 2021 года компания отказалась от нее. Источник Forbes, знакомый с ходом переговоров, завил, что после получения опциона началась активная стадия Due diligence, в рамках которой в «Яндексе» оценили KupiVIP и возможные риски. Компания решила, что этот актив ей не подходит.
Mark Formelle — производитель одежды под одноименным брендом из Белоруссии. Его основали супруги Светлана Сипарова и Андрей Сериков в 2009 году. Как писало местное издание Office Life, выручка двух основных юрлиц компании в 2020 году составила 287,4 миллиона белорусских рублей (8,3 миллиарда рублей). В России у бренда есть несколько магазинов, он также представлен на крупнейших маркетплейсах. Помимо этого, компания развивает свой интернет-магазин.
KupiVIP в 2008 году основал серийный предприниматель Оскар Хартманн. Платформа торговала брендовыми вещами с большим дисконтом. Число поставщиков онлайн-магазина в России и за рубежом превысило три тысячи. По итогам 2020 года оборот KupiVIP составил 4,5 миллиарда рублей (-10%). Сервис занял 19-е место в рейтинге самых дорогих компаний Рунета по версии Forbes. Его стоимость оценили в 318 миллионов долларов. По информации CrunchBase, сервис привлек 119,6 миллиона долларов инвестиций с момента запуска.
Mamsy продает товары в средней ценовой категории для детей и женщин. В прошлом году выручка онлайн-магазина составила 671,6 миллиона рублей, а убыток — 167,9 миллиона.