Top.Mail.Ru
архив

А вместо сердца – роторный мотор!

Смелость города берет! Компания Mazda пошла  на довольно рискованный шаг: начала на российском рынке официальные продажи спорткупе RX-8 – единственного в мире  серийного автомобиля с роторным двигателем. Местное представительство Mazda не испугали возможные проблемы с эксплуатацией «ротора» из-за некачественного бензина и теоретические трудности с техобслуживанием. Низкий поклон им за это! RX-8 обладает, пожалуй, самым высоким среди конкурентов коэффициентом «эмоциональной отдачи» на каждый кубический сантиметр объема двигателя и на каждый вложенный доллар.

 

RX-8 из той породы автомобилей, знакомство с которыми сродни романам, ведущим к свадьбе. Чем глубже узнаешь эту машину, тем больше начинаешь волноваться при очередной встрече.  

Mazda RX-8 является на сегодня единственным в мире автомобилем, который может носить титул «четырехдверное купе» (в отличие от Mercedes-Benz CLS, по факту все же являющегося седаном). Низкий капот с клювом, напоминающим форму болидов Формулы 1, «накачанные» колесные арки, «жабры» воздухозаборников на передних крыльях… RX-8 больше похож на концепт-кар, только что съехавший с подиума мотор-шоу. Дизайнеры Mazda как будто подначивают конкурентов: смотрите, на что мы способны, и попробуйте повторить!

Даже за рулем чувствуется, что управляешь автомобилем с ярко выраженной спортивной внешностью.  Перед глазами водителя и переднего пассажира – длинный капот  с клиновидной выштамповкой «формульной» формы, накачанные «бицепсы» передних крыльев. Создается вполне реальное впечатление, что управляешь настоящим гоночным болидом.

Это ощущение еще более усиливается, когда, устраиваясь за рулем, осматриваешь салон. Высокие подоконная линия и центральный тоннель трансмиссии как бы обхватывают водителя. Под правой рукой компактный, словно джойстик компьютерный игры, рычаг переключения передач. Спортивный трехспицевый руль имеет идеальный размер и сечение. Материалы отделки и качество сборки – безукоризненны.

Главный циферблат в комбинации приборов – тахометр с размеченной до 10 000 «оборотов» шкалой. «Красная зона» начинается на отметке «8500» (!). Внутри тахометра интегрировано окошечко цифрового спидометра. Его размеры нарочито малы, а показания малоинформативны. Конструкторы будто хотели сказать: «Да незачем вам на спидометр внимание обращать! Банальные «км/ч» – не самое важное в этом автомобиле».

Поворачиваю ключ в замке зажигания. Под капотом раздается звук, напоминающий работу электромотора большой мощности. На рычаге переключения передач заметная вибрация. «Песня» ротора заметно отличается от «голоса» традиционных поршневых двигателей. Он гораздо чище, без лязга и стука. Такие «голосовые данные» объясняются конструктивными особенностями силового агрегата: в роторном двигателе отсутствует газораспределительный механизм, в нем принципиально меньше движущихся деталей по сравнению с привычными поршневыми.

Выжимаем длинноходную, но легкую и информативную педаль сцепления, поддаем газу! Старт! А в ответ – тишина… На самых «низах», в районе 1500 – 2500 оборотов, роторный мотор RX-8 откровенно «не тянет». Интенсивный разгон начинается, только когда стрелка тахометра перевалит за отметку «3000».

Попробуем по-другому: на тахометре 3500, более резко отпускаем педаль сцепления и… Полетели! Динамика разгона RX-8 не сравнима ни с одним автомобилем. И дело даже не в том, с какой силой вас вдавливает в спинку сиденья... В RX-8 поражает бесконечность ускорения. Непрерывный «подхват» продолжается по нарастающей – от 3000 до 9000 оборотов. Здесь главное не зевать и очень быстро и вовремя переключать передачи.

Делать это непросто. С одной стороны, ходы рычага КПП минимальны, а  переключения по-оружейному четки, но с другой стороны, малый диапазон, в котором работает привод коробки, не оставляет права на ошибку. Чтобы попасть точно «в цель» (переключиться на нужную передачу), требуется определенный навык. Особенно внимательным нужно быть при переключении передач «вниз»: торможение двигателем у RX-8 весьма эффективно, поэтому этот прием хочется использовать всегда. Но когда едешь быстро, иногда «промахиваешь» мимо нужной передачи.

Мои слова о вялом старте на низких оборотах  прошу не воспринимать, как камень в огород RX-8. Роторный двигатель на самом деле весьма плавный на низких скоростях, да и трогаться можно чуть ли не с третьей передачи. Только «взрыв» происходит у него чуть позже.  А ездить на этом автомобиле хочется быстро, тем более во время краткосрочного теста.

В управлении автомобиль легок, идеально послушен и, что необычно для спортивных купе, достаточно комфортен. У RX-8 – идеальная развесовка по осям 50/50 и очень жесткий кузов. Несмотря на то что у машины отсутствует центральная стойка между дверями (что по идее должно негативно сказаться на силовой структуре кузова), реакции RX-8 на повороты рулем острые, скрипов ниоткуда не доносится, а сам кузов непринужденно переносит все тяготы езды по весенним московским дорогам. Секрет прост: четырехместный салон машины разделен надвое мощным трансмиссионным тоннелем, в котором кроме кардана (купе – заднеприводное), «зашита» усилительная балка, держащая весь кузов. Помимо этого для придания дополнительной жесткости в дверях установлены мощные вертикальные силовые элементы и горизонтальные брусья безопасности.

Благодаря роторному мотору  (мощностью 231 л.с.), уникальной компоновке, шасси, сочетающем в себе элементы спортивности и комфорта, RX-8 обладает совершенно не присущим спортивным купе качеством – практичностью. Этот автомобиль подходит не только для «гоночных сессий» в выходные дни, но  и для ежедневных поездок на работу и в супермаркет. Mazda RX-8 может служить полноценным вторым автомобилем в семье. Благо по цене этот «генератор положительных эмоций» на российском рынке фактически не имеет конкурентов: Mazda RX-8 с мотором  мощностью 231 л.с.  стоит  $51 000 (в максимальной комплектации). Версия RX-8 с двигателем мощностью 192 л.с. обойдется покупателям в $45 000.