Top.Mail.Ru
технологии и наука

Airbus взлетит на водороде

Фото: 123rf/legion-media Фото: 123rf/legion-media

Европейская авиастроительная корпорация Airbus SE представила смелый проект: линейку самолетов с водородными двигателями. Водородные самолеты планируется ввести в коммерческую эксплуатацию к 2035 году. Впрочем, эксперты, опрошенные «Компанией», сомневаются как в готовности инфраструктуры, так и в экологичности самих двигателей.

План Airbus подразумевает создание как минимум трех моделей самолетов. Основной упор будет сделан на разработку «преемника» семейству А320 — среднеразмерного пассажирского лайнера с вместимостью до 200 пассажиров и максимальной дальностью полета до 4 тыс. км, который будет оснащен модифицированным газотурбинным двигателем, работающим на водороде. Также Airbus представил проект регионального винтового самолета вместимостью до 100 пассажиров, но главной сенсацией стала презентация «летающего крыла» (аэродинамическая схема планера, при которой фюзеляж и крыло составляют единое целое) на 200 пассажиров.

Полетит или нет?

Использование водорода в качестве авиационного топлива становится для Airbus задачей № 1 — американские и китайские компании уже значительно продвинулись в этом направлении. Как пишет портал Bloomberg, Airbus испытывает давление со стороны правительств Франции и Германии, крупнейших акционеров компании, которые заинтересованы в том, чтобы ускорить разработку и производство самолетов без вредных выбросов.

Европейские власти вводят налоги на выброс CO2: авиакомпании, чьи самолеты не соответствуют новым нормам, должны будут платить по несколько десятков евро за пассажира, эти деньги, естественно, придется заложить в цену билета. Чтобы сохранить конкурентоспособность компании, Франция и Германия оказали Airbus значительную поддержку во время кризиса, связанного с пандемией COVID-19, — пакет помощи включал в себя и средства на поддержку развития водородного направления. Суммарно только Франция вложит в «водородный» самолет внушительные 15 млрд евро.

У крупнейшего авиастроительного концерна Европы дела идут не лучшим образом: в 2019 году Airbus зафиксировал чистый убыток в 1,36 млрд евро при прибыли в 3 млрд годом ранее, несмотря на увеличение продаж. Также в сентябре стало известно о планах сокращения штата Airbus на 15 тыс. сотрудников; впоследствии руководство компании заявило, что прорабатывает варианты об уменьшении рабочего дня вместо увольнений.

По мнению аналитиков Airbus, именно водород станет лучшим ответом на «нападение на авиацию» и будет использоваться в аэрокосмической и других отраслях промышленности для достижения климатически нейтральных целей. Компания заявила, что испытания первого пассажирского самолета с нулевым уровнем выбросов начнутся в ближайшие пять лет.

Рационально ли использование водорода?

Опыты по созданию самолетов на водородном топливе были проведены еще в СССР в 1980-х годах. 15 апреля 1988 года состоялся первый в мире полет самолета на водородном топливе: в небо поднялась летающая лаборатория Ту-155. На воздушном судне был установлен двигатель НК-88 — специальная модификация стандартного двигателя Ту-154 НК-8, работающая на водороде. Ту-155 совершил еще четыре успешных полета на водородном топливе, но впоследствии программа была закрыта из-за недостатка финансирования; в современной России она не получила продолжения. В 2016 году полет на водородном топливе совершил совместный словенско-немецкий одноместный самолет HY4, а 25 сентября в небо поднялась модификация серийного легкого самолета Piper PA-46 с водородным двигателем.

Однако еще на этапе испытаний Ту-155 был выявлен ряд проблем, которые ставят под вопрос эффективность использования водородного топлива для коммерческих авиаперевозок, рассказал «Ко» исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. В 1980-е годы топливные баки занимали половину всего фюзеляжа, существенно снижая полезную нагрузку самолета. Сегодня по-прежнему нет ответа, каким образом Airbus будет решать данную проблему. Главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров поясняет, что топливные баки для водородного топлива должны быть особо прочными в целях безопасности, что автоматически увеличивает их вес и не позволяет разместить резервуары в крыле, на манер баков для авиационного керосина. Кроме того, ребром встает вопрос безопасности, поскольку размещение топливных баков непосредственно в фюзеляже также несет в себе дополнительные риски. «Построить водородный самолет до 2035 года Airbus по силам, но можно ли будет использовать такой самолет? Здесь возникает много вопросов» — заявил Гусаров «Ко».

Впрочем, это не единственная проблема. Важнейшим препятствием для развития «водородной» авиации является инфраструктура. В данный момент ни один аэропорт мира не приспособлен к обслуживанию самолетов на водородном топливе, это потребует колоссальных затрат от государственных органов и энергетических компаний.

Прежде чем начинать коммерческую эксплуатацию самолетов на водородном топливе, необходимо провести большую работу по организации производства водорода, логистики доставки топлива до аэродромов и его хранения.

Параллельно встает вопрос и об экологической эффективности водородного авиатоплива. Научные исследования подтверждают, что водород действительно является zero-emission fuel и его использование абсолютно безвредно для окружающей среды. Но, как полагает Гусаров, здесь может сложиться ситуация, аналогичная электромобилям: «Сами по себе транспортные средства не оставляют выбросов, но производство электроэнергии для них зачастую остается "грязным", что нивелирует всю экологическую пользу». По мнению Пантелеева, данную проблему можно было бы решить использованием «чистой» энергии для производства водорода, но для этого необходимо, чтобы именно автомобили стали двигателем «водородной революции» — использование в данной роли авиации обернется куда большими затратами.