Top.Mail.Ru
архив

Ахиллесова пята российского e-commerce

08.02.201500:00

По данным статистики, большая часть роста в отрасли электронной коммерции приходится на пару сотен крупнейших игроков рынка. А что же с остальными, более мелкими бизнесами? Чего именно не хватает для роста им?

В то время, как в тех же США пользователи выбирают товар и оплачивают его сразу в Интернете, потому что уверены в соблюдении сроков доставки, в России главным мотивом для покупки онлайн является убеждение, что в Сети все дешевле, хотя по факту это не всегда так. Что же касается надежности и удобства, тут покупатель часто  ждет подвоха. Так что, если есть такая возможность, российский пользователь, скорее, воспользуется Интернетом для того, чтобы выбрать товар, но деньги понесет уже в офлайн-магазин – для надежности. Проблему доверия электронной коммерции еще только предстоит решить, и особенно она бьет по мелким игрокам рынка.

Зачастую российские компании копируют дизайн и функционал известных западных магазинов. Но это далеко не всегда верный шаг: то, что сработало для одной компании, может не сработать для другой. И один вариант страницы оплаты может генерировать высокую конверсию в одном случае и ничего не давать во втором, в силу различия аудиторий.

Еще одна вещь, о которой российские интернет-продавцы часто забывают, – мобильные версии сайтов. Не у всех есть ресурсы на поддержание отдельной версии ресурса для мобильных пользователей, но использовать адаптивный дизайн нужно непременно. Хотя количество покупок со смартфонов и планшетов растет не самыми впечатляющими темпами, все больше людей использует их для первичного ознакомления с магазином выбора товара. Так что не стоит недооценивать значение mobile-friendly интерфейса. 

Исторически сложилось так, что в России очень популярна оплата курьеру наличными (cash on delivery). Естественно, подобная схема увеличивает риск срыва сделки. Кроме того, могут возникнуть и проблемы с доставкой, связанные в том числе с человеческим фактором, и на этот процесс интернет-магазину очень сложно повлиять. Результат – потеря потенциального клиента.

В то же время, по данным Data Insight, во II квартале 2014 г. количество владельцев банковских карт в нашей стране по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 6,9% и составило 59,4% всего населения России. Люди постепенно адаптируются к возможностям новых технологий и будут все лояльнее относиться к оплате в Сети: 37% опрошенных аналитиками Data Insight представителей рынка e-commerce заявили о росте доли онлайн-оплат. 

Однако не все интернет-магазины предоставляют действительно удобные интерфейсы для приема платежей и дают выбор платежных сервисов. Для сохранения конкурентоспособности в кризис игрокам рынка e-commerce придется пойти навстречу пожеланиям покупателей и предоставить им возможность оплачивать товары и услуги комфортным для них способом. 

Несмотря на все сложности в экономике (или даже благодаря им), рынок интернет-торговли продолжит расти. Скорее всего, развитие и дальше продолжится за счет регионов – там до сих пор имеется много свободных ниш. В обозримом будущем покупательная способность населения станет снижаться, что, несомненно, усилит конкуренцию на рынке. Люди будут стремиться к экономии – не только денег, но и своего времени. Так что как новым, так и старым игрокам рынка предстоит бороться за средства покупателей с помощью, с одной стороны, действительно выгодных предложений, с другой – идеального сервиса и удобного интерфейса.

Еще по теме