Top.Mail.Ru
архив

Александр Смоленский учится у Владимира Путина

28.12.199900:00

И СБС-Агро, "Первое о.в.к.", Сбербанк, Мост-банк, ИМПЭКСбанк, Банк Москвы, Union Card, Europay, Price WaterhouseCoopers, STBCard, Владимир Путин, Александр Смоленский, Андрей Лыков, Юрий Коваль, Луис-Ноэль Жоли, Илья Головин, Борис Березовский

Свою собственную "антитеррористическую" операцию российские "карточники" в отличие от Владимира Путина решили завершить, не дожидаясь наступления сакраментального 2000 года. Как мы уже писали, с недавних пор главным жупелом на "пластиковом" рынке стала процессинговая компания Union Card. Именно ее заподозрили в утечке конфиденциальной информации по десяткам тысяч карт, что впоследствии спровоцировало выпуск так называемого белого пластика - одного из самых распространенных способов мошенничества.

В минувший вторник история с Union, похоже, подошла к своему логическому заключению. Europay лишила компанию права на обслуживание торговых точек, работающих с картами Eurocard-MasterCard и Maestro. Интересно, что сделано это было до опубликования результатов технологического аудита, который по поручению платежной системы в Union проводила Price WaterhouseCoopers. Более того, как утверждает председатель совета директоров Union Card Юрий Коваль, президент Europay Луи-Ноэль Жоли обещал, что до Нового года никаких санкций в отношении компании не последует. И вот на тебе.

Что-то заставило Europay действовать более решительно. И тут надо вспомнить о гневном письме, направленном в штаб-квартиру платежной системы несколькими ведущими участниками рынка незадолго до описываемых событий. По сведениям Прайм-ТАСС, подписанты - STBCard, Мост-банк и Сбербанк выразили удивление "половинчатостью принятых мер, которые ставят под угрозу безопасность проведения операций". Напомним, что к тому времени Europay уже отозвала у Union лицензию на обслуживание соответствующих банкоматных транзакций. Однако этого было недостаточно. Как объяснил председатель совета директоров STBCard Андрей Лыков, Union по-прежнему продолжала работать с торговой сетью. А поскольку до сих пор неизвестен механизм утечки номеров карт и PIN-кодов из процессингового центра, это создавало предпосылки "для продолжения скандала".

При всей логичности объяснений Лыкова нельзя не отметить, что никто так, как STBCard, не был заинтересован в том, чтобы Union Card ушла с рынка. Ведь Union едва ли не единственный конкурент STB среди локальных платежных систем. После краха "СБС-Агро" банки, желавшие выпускать недорогие продукты, имеющие широкое хождение как в России, так и за рубежом, перешли на Union Card/Cirrus/Maestro. Кроме того, именно к Union подключилась значительная часть торговых точек, работавших ранее через STBCard.

Сейчас появились предпосылки для определенного ренессанса STBCard и других компаний, входящих в империю Александра Смоленского. Сеть "обществ взаимного кредита", построенная на руинах "СБС-Агро", обещает стать главным финансовым посредником губернаторов, поддержавших прокремлевский блок "Единство". Не случайно же пиарщики Смоленского в августе мотались вместе с Березовским по губерниям, не поддержавшим блок "Отечество - Вся Россия". К тому же ни один ни другой прокремлевский банк не обладает филиальной сетью, сопоставимой с сетью "СБС-Агро".

Между тем уже давно проверено, что пластиковые карточки - одно из самых эффективных средств для привлечения розничной клиентуры в регионах. Очевидно, поэтому на мощности STBCard Смоленский очень рассчитывает. В этой связи стоит заметить, что председатель правления "Первого общества взаимного кредита" Илья Головин, до того как возглавить этот банк, работал в Банке Москвы на должности начальника отдела развития сети отделений. А ведь ММБ одно время довольно плотно сотрудничал с Union. И хотя пост Головина в Банке Москвы был не слишком приметным, ознакомиться со спецификой работы, обслуживавшей некоторые "карточные" программы банка Union Card, он позволял. Так что у Александра Смоленского наверняка была информация о слабых местах основного конкурента STBCard.

Другое дело, что в одиночку расправляться с Union как-то не пристало. Нужно сформировать соответствующее общественное мнение. И вот в начале декабря появляется информация о том, что Europay потребовала от "СБС-Агро", Мост-банка и Сбербанка перевыпустить около 30 тысяч "скомпроментированных" карт. Как несложно заметить, менее всех подобная рекомендация ущемляла интересы "СБС-Агро", чьи карточки (не путать с "Первым о.в.к.") и так уже практически не используются. Зато двум другим банкам предстояло серьезно потратиться. (По оценкам Лыкова, на операцию по перевыпуску карт было потрачено $50 -70 тыс.). Надо ли говорить, насколько не вовремя это было для "Моста". Да и Сбербанку на фоне требований публичного аудита признание, что несколько тысяч его карт "скомпроментировано", не слишком кстати.

И не случайно в упоминавшемся письме в Europay потерпевшие настаивали на возмещении своих потерь от перевыпуска карт за счет страховых депозитов банков, работающих с торговыми точками через Union Card. Понятно, что данное требование было заведомо невыполнимо. Но, чтобы успокоить народ, Europay была вынуждена расчистить рынок, дав возможность обиженным самостоятельно вернуть свои деньги. Особенно это важно для Мост-банка. Не случайно он впрягся в кампанию, развязанную против Union, невзирая на то что она играет на руку сателлитам Бориса Березовского.

Впрочем, вернуть потерянное за счет осиротевших клиентов Union Card будет не так легко. За магазины, обслуживавшиеся Union, уже развернулась нешуточная борьба. И в данном случае, как показывает история отечественного "пластика", неизбежен демпинг. ИМПЭКСбанк уже вынужден был опровергать информацию о том, что он заключает договоры с торговыми точками под 1,7% от оборота, тогда как на рынке принята ставка 2,5 - 3%. То ли еще будет.

Еще по теме