Top.Mail.Ru
архив

Альтернативный автопром

"Отверточные проекты" середины 90-х и последовавшие за ними попытки зарубежных компаний организовать производство автомобилей в России привели к образованию своего рода альтернативы традиционным отечественным производителям. Расцвет "альтернативного" автопрома пришелся на 1997 год, когда заводы, фигурировавшие в сводках Роскомстата под названием "другие", выпустили 21,5 тыс. автомобилей. Кризис 1998 года существенно поколебал позиции "отверточников", поставив многие проекты на грань выживания. Однако окончательно похоронить идею производства иномарок на российских просторах, к счастью, не удалось.

Daewoo

Ростовская ФПГ "Донинвест", начавшая в конце 1995 года сборку автомобилей Daewoo (Nexia и Espero) на заводе "Красный Аксай", переживает сегодня далеко не лучшие времена. Едва оправившись от августовского кризиса, снизившего выпуск автомобилей с 18 тыс. в 1997 году до 5 тыс. в 98-м, флагман нового российского автопрома опять попал в жестокий шторм. Собрав в минувшем году чуть более 9 тыс. машин, "Красный Аксай" и новый Таганрогский автомобильный завод, объединившиеся в ОАО "ТагАЗ", обречены в 2000-м на вынужденный простой.

По словам заместителя директора ОАО "ТагАЗ" Вартана Асканова, Daewoo Motor, сама переживающая жесточайший кризис, прекратила поставки сборочных комплектов. "Корейцам сейчас просто не до нас, - говорит Асканов, - но, кто бы ни купил Daewoo, от выгодного партнерства с "Донинвестом" он не откажется".

Справедливости ради надо заметить, что отсутствие сборочных комплектов на "ТагАЗе" имеет и совсем иное объяснение. По некоторым данным, "Донинвест" задолжал Daewoo около $150 млн и корейцы отказываются возобновлять поставки до погашения долга. Впрочем, в московском представительстве Daewoo Motor эту информацию комментировать отказались.

Как бы там ни было, предвидя осложнения с корейским партнером, "Донинвест" предпочел подстраховаться. В мае прошлого года ростовчане заключили контракт с французским концерном Peugeot-Citroen на поставку сборочных комплектов развозного фургона Citroen Berlingo. Опытная партия из 100 машин собиралась на "ТагАЗе" параллельно с корейскими под кодовым названием "Орион-М".

Волшебное превращение "Ситроена" в "Орион" объясняется довольно просто. Заключив инвестиционное соглашение с Минэкономики, "Донинвест" получил льготы лишь в отношении автомобилей Daewoo: Leganza (он же "Кондор"), Lanos ("Ассоль"), Nubira ("Орион") и Espero. Понятно, что, взявшись за производство Citroen, ростовчане были кровно заинтересованы включить Berlingo в льготный список. Тут-то и открылся высший смысл наречения корейских марок российскими именами! Во избежание лишней бюрократической волокиты французскую компанию вынесли за скобки, выдав Berlingo за новую модификацию "Ориона". И ведь получилось!

Казалось бы, самое время бросить все силы на освоение многообещающей новинки: спрос на развозные фургоны сегодня существенно превышает предложение. Однако оживления в цехах "ТагАЗа" что-то не заметно. По мнению Асканова, масштабную сборку Berlingo сдерживает целый ряд проблем: от необходимости сертифицировать машину для продаж на российском рынке до отсутствия сервисной сети. Тем не менее руководство "ТагАЗа" намерено снять все вопросы уже к началу второго квартала и выпустить в текущем году до 3 тыс. Berlingo.

Kia

Вопреки всевозможным проблемам, преследовавшим автосборочный проект "KIA-Балтика" с момента основания в 1997 году, производство автомобилей в особой экономической зоне Калининградской области продолжается. Сегодня корейцы поставляют АО "Автотор" машинокомплекты седанов Avella и Clarus, продолжается сборка "паркетных" внедорожников Sportage, освоен микроавтобус Pregio. Обсуждается даже расширение модельного ряда "балтийских корейцев". Речь идет об автомобилях нового владельца Kia Motors - концерна Hyundai.

Однако реальный объем производства (в 1997 - 1999 годах было выпущено около 4,5 тыс. Kia) абсолютно не отвечал первоначальным планам "Автотора". Напомним, что в развитие автомобилестроения в Калининградской СЭЗ было вложено порядка $150 млн, а проектная мощность двух заводов, построенных "Автотором", - соответственно 30 тыс. и 50 тыс. машин в год. Поэтому предложение концерна BMW организовать в Калининграде сборку седанов пятой серии и внедорожников Land Rover Defender оказалось весьма кстати.

В отличие от корейского проекта, требующего постоянных вложений в закупку сборочных комплектов и поддержания собственной дилерской сети, партнерство с BMW выглядит значительно более выгодным. "Автотор" озабочен лишь производством автомобилей из комплектующих, закупленных BMW Russland Trading. Реализацией машин занимаются дилеры опять же баварского концерна.

Минувший год прошел у калининградских автомобилестроителей в заботах о реорганизации производства. Этим, кстати, по официальной версии, и объясняется резкий спад выпуска Kia, которых в 1999 году было собрано всего 379 штук. Зато с "немцами" дела обстоят гораздо лучше. С октября по декабрь "Автотор" выпустил 525 "пятерок", 12 внедорожников и даже 32 BMW 728i, которых изначально в проекте не было.

В планах калининградцев на 2000 год сборка 2 тыс. автомобилей по заказу BMW Russland Trading. Параллельно планируется освоить сварку и окраску кузовов, что должно вывести предприятие на качественно новый уровень. Не забыт и азиатский проект. В текущем году "Автотор" собирается вернуть производство корейских машин к традиционной отметке - 2 тыс. штук. "Опыт, накопленный нами за три года, позволяет утверждать, что на сегодняшний день ежегодный выпуск двух тысяч Kia практически полностью удовлетворяет потребности российского рынка в этих автомобилях", - считает технический директор ЗАО "Автотор" Александр Сорокин.

General Motors

Первый в истории современной России совместный автосборочный проект с государственным участием (СП "Корпорация ЕлАЗ-GM" было создано еще в 1995-м) переориентировался в минувшем году с выпуска внедорожников Chevrolet Blazer на Opel Vectra 2.0 CD. Достаточно дорогая ($21,5 тыс.) модификация с двухлитровым двигателем была выбрана, по признанию руководства GM, в качестве пробного шара.

Однако, похоже, маркетологи вновь переоценили возможности покупателей: из 96 автомобилей, собранных в Елабуге с мая по декабрь, удалось продать лишь 66. По информации московского представительства GM, машины были поставлены практически всем российским дилерам Opel, однако большая их часть - как обычно - продана в Москве и Санкт-Петербурге.

В текущем году ошибка будет исправлена. "ЕлАЗ-GM" планирует освоить сборку более демократичных (от $16 тыс.) модификаций Vectra с двигателями 1,6 л и 1,8 л. Надеются в Елабуге и на распродажу оставшихся Blazer. На складах завода находится еще по меньшей мере 150 этих существенно подешевевших после августа-98 машин.

Остаются неясными сроки реализации проекта "GM-АвтоВАЗ", которые неоднократно переносились в течение прошлого года. Впрочем, по словам представителя GM по связям с общественностью Дмитрия Шульги, "заключения окончательных соглашений можно ждать уже в марте - апреле". Модельный ряд долгожданного СП стороны предпочитают не разглашать. Впрочем, речь, скорее всего, пойдет о сборке Opel Astra, а также о производстве новой "Нивы" ВАЗ-2123. В перспективе возможно освоение в рамках СП и перспективного семейства малолитражек "Калина".

Renault

Минувшей весной в автосалонах появились первые Renault российской сборки. До конца прошлого года в цехах ОАО "Автофрамос" (совместное предприятие Renault и правительства Москвы) из поступающих с дочернего турецкого предприятия Renault машинокомплектов было собрано 535 автомобилей. В их число помимо седанов Renault Megane вошли более дешевые Renault 19, сборку которых "Автофрамос" освоил в ноябре.

Небольшой объем выпуска руководство СП объясняет "сложностью освоения местных административных систем". Так, инвестиционное соглашение с федеральным правительством было подписано в июле, а ратифицировать его удалось лишь в конце октября. В итоге "Автофрамос" не смог воспользоваться налоговыми и таможенными льготами и был вынужден ввозить сборочные комплекты и оборудование на общих основаниях, что не могло не сказаться на объемах производства.

Впрочем, в текущем году ситуация должна измениться кардинальным образом. "Объем производства достигнет установленной в рамках инвестиционного соглашения квоты 2500 автомобилей в год", - заявил генеральный директор ОАО "Автофрамос" Ги Бара. В настоящий момент объем ежедневного производства не превышает 6 - 8 машин, однако уже осенью с открытием нового сборочного цеха эта цифра будет увеличена до 30. Более чем трехкратный рост должны обеспечить дополнительные инвестиции (уставный капитал ОАО "Автофрамос" увеличен в феврале на $117 млн) и обещанные льготы. Параллельно с увеличением объемов выпуска французы планируют перейти от "отверточных технологий" к полноценной CKD-сборке с постепенной локализацией производства комплектующих. По словам топ-менеджеров "Автофрамоса", "уже в ближайшее время традиционные поставщики компонентов готовы последовать за Renault в Россию".

Будет откорректирован и модельный ряд совместного предприятия. С марта здесь намерены освоить сборку обновленных Megane. Готовит "Автофрамос" и еще одну премьеру, которая пока держится в секрете. Возможно, речь идет о Renault Scenic. Известно лишь, что вопреки заявлению московского вице-мэра Валерия Шанцева это будет отнюдь не "новая модель на базе Renault 19, специально адаптированная для России".

Ford

Пожалуй, одним из наиболее значительных событий в прошлогодней истории "альтернативного" автопрома стало решение совета директоров Ford Motor Company открыть в России собственную автосборку. Патриарх американского автомобилестроения присматривался к российскому авторынку уже давно. Удачно дебютировав в Белоруссии с легковыми Escort и коммерческими Transit в 1997 году, компания собиралась закрепить успех непосредственно в России. Проект сборки Escort и Mondeo в Северо-Западном регионе прорабатывался еще в начале 1998 года, однако кризис спутал американцам все карты.

Как бы там ни было, работа над русским проектом продолжилась. В июле 1999 года руководство Ford Motor подписывает инвестиционное соглашение с правительством РФ. Речь идет о строительстве автозавода по производству автомобилей Focus (эта машина заменила устаревший Escort в модельном ряде Ford) в городе Всеволожск Ленинградской области - на производственных площадях, выкупленных у завода "Русский дизель".

Американские инвестиции в первую очередь автопроизводства оцениваются в $150 млн. На первом этапе предполагается освоить производство до 25 тыс. машин в год. В отличие от белорусского проекта во Всеволожске Ford не планирует "отверточной сборки". На предприятии, оборудованном всеми необходимыми технологическими комплексами (сварка, штамповка, окраска и т.д.), будет идти полноценная CKD-сборка. Первые автомобили должны сойти с конвейера в середине 2001 года.

По данным московского представительства Ford, стоимость автомобилей российской сборки составит $13 - 15 тыс. в зависимости от модификации и комплектации. Сегодня пятидверный хэтчбек с двигателем 1,8 л (а именно в такой модификации осуществляются официальные поставки Focus на российский рынок) можно приобрести за $17 750.

Fiat

Вновь напомнил о себе пребывавший в вынужденном посткризисном анабиозе совместный итало-российский проект "Нижегород Моторс": в конце января возобновлены переговоры с концерном Fiat.

Новый вариант бизнес-плана, предусматривающий более высокую степень локализации производства, планируется представить в Минэкономики в феврале - марте текущего года. Ожидается, что реальное вложение средств в СП начнется с середины 2000 года (после подписания инвестиционного соглашения и утверждения бизнес-плана). На "Нижегород Моторс" будут созданы современные производственные мощности по сварке и окраске кузовов, сборке автомобилей. Полномасштабное производство на совместном предприятии планируется начать в 2002 году.

Претерпел изменения и модельный ряд. Седан Palio и универсал Palio Weekend будут выпускаться в обновленных модификациях, а предлагавшийся ранее седан Marea будет заменен новейшей разработкой итальянского концерна - Siena Maxi.

Skoda Auto

Начало сборки чешских малолитражек в Удмуртии вновь отложено. На этот раз до конца лета. Напомним, что российский проект Skoda Auto, анонсированный в декабре 1998 года, предусматривал организацию производства автомобилей Skoda Felicia в цехах АО "Ижмаш". Проектная мощность совместного предприятия должна была составить 80 тыс. автомашин в год. Схема СП, учрежденного в августе 1999 года, вполне традиционна: "Ижмаш" предоставляет производственные площади и персонал, а чехи - инвестиции.

Именно размеры финансовых вливаний и стали камнем преткновения в реализации ижевского проекта. Проще говоря, чешская компания не готова платить $60 млн за налоговые и таможенные льготы, обещанные президентским указом. Переговоры с Минэкономики о внесении в существующий порядок "взаимовыгодных поправок" тянутся уже несколько месяцев, и, несмотря на оптимизм главы московского представительства Skoda Auto Матея Бугара, неизвестно, чем и когда закончатся. Российские чиновники небезосновательно опасаются, что уступки, сделанные чехам, спровоцируют компании, уже работающие в рамках указа, на пересмотр инвестиционных соглашений.

Неясно также, какую модель будут собирать в Ижевске. Felicia устарела и снимается с производства. Вместо нее будет производиться Fabia - новый автомобиль на платформе VW Polo. Не исключено, что именно эту машину и станут делать на "Ижмаше". Возможно, впрочем, что чехи предпочтут сконцентрировать в Удмуртии производство Felicia, чтобы использовать оставшиеся комплекты, и лишь затем освоить Fabia. В любом случае, по словам Матея Бугара, Skoda постарается создать в Ижевске предприятие, "максимально приспособленное для производства наиболее современных автомобилей".

Ненадежный указ

Словосочетание "отверточная сборка" вошло в обиход во второй половине 90-х. Осознав, что импортировать автомобили в виде сборочных комплектов гораздо выгоднее, чем ввозить готовые машины, автосборкой увлеклись все кому не лень: от ростовских производителей сельхозтехники (Daewoo) до саратовских химиков (Hyundai). Заинтересовались перспективным российским рынком и маститые иностранцы. Составить конкуренцию отечественным автозаводам обещали немцы и французы, американцы и японцы.

Впрочем, дальше деклараций о намерениях дело, как правило, не шло. Иностранцы не торопились размещать производство в России, ссылаясь на общую нестабильность и отсутствие закона о защите инвестиций. К началу 1998 года ситуация вроде бы изменилась. В стране сложилась видимость экономического подъема, а президентский указ № 135, подписанный в начале февраля, гарантировал налоговые и таможенные льготы на срок до 7 лет любому инвестору, вложившему в свой российский проект не менее 1,5 млрд руб. и обязавшемуся в течение 5 лет локализовать свыше 50% производства комплектующих. (Кстати, этот законодательный акт до сих пор остается единственной нормативной базой для заключения инвестиционных соглашений. Президентский указ, конечно, имеет силу закона, но гарантии, что следующий глава государства не отменит его очередным указом, по сути нет никакой. Соответствующий же закон через Думу пока не прошел.)

Однако экспансию в Россию пришлось отложить - грянул август-98. О многих проектах, как, например, о сборке Toyota HiAce в Москве, пришлось забыть. Другие были заморожены на неопределенный срок.

Впрочем, большинство "замороженных" проектов начали "оттаивать" уже в минувшем году. Это и неудивительно: недорогие иномарки местной сборки едва ли не единственный шанс зарубежных компаний завоевать прочные позиции на российском рынке.

Еще по теме